Диа-кое видение взаимосвязи слу-ности и необ-мости следующее: (1) Слу-ность есть форма проявления (1.1) и дополнения (1.2) необ-мости, где необ-мость понимается как внутренне присущая объекту (=субъекту) специфическая, сущностная активность. (Камень сохраняет себя камнем; машина движется именно как машина; человек реализует жизненное кредо. Но нужно отметить, что на уровне камня эта активность практически смыкается с пассивностью, поэтому наиболее адекватно данное понимание необ-мости применительно к сложных организмам: животным, человеку, обществу, т.е. к самоорганизующимся системам, системам реализующим свою внутреннюю программу действий.) (1.1.) Лишь в простейших случаях необ-сть стремиться быть однозначной, например, необ-мость забить гвоздь исчерпываеи себя после точного удара. Как правило, необ-мость есть движение к далекой цели, включающей достижения множества промежуточных результатов. Субъект варьирует способы достижения цели, выбирает темп их реализации и т.д. (На сегодняшний день Ваша, студенческая необ-мость заключается в получении диплома. Но на этом пути Вы, исходя из своих внутренних потребностей и решений, можете акцентировать внимание на одном предмете в ущерб другому, пропустить то или иное занятие и т.д.) (1.2.) Необ-мость, сущностная активность подвержена влиянию окружающей среды. Иногда это окружение мешает, иногда помогает, но всегда изменяет данную активность (Вы сталкиваетесь с «хорошим» преподавателем, который запросто ставит Вам пятерки, иногда Вам попадает билет, которого Вы не знаете, Вы, идя на занятия, встречаете друга, которого пять лет не видели и, конечно, не попадаете них, нужно подработать, что тоже влияет на успеваемость.) (2) Необ-мость сама слу-на, т.е. нет абсолютной, необходимо запрограммированной необ-мости. В вечном движении материальных объектов необ-мость порождается набором слу-ностей, которые, в принципе, могли привести к другой необ-мости или какое-то время не порождать ее. (Поступление в вуз серьезный шаг, и у большинства были сомнения, какой вуз выбрать, т.е. был момент, когда Вы колебались и вполне могли выбрать другой вуз, выбрать другую необ-мость, другую цель. Другой, более серьезный пример, сегодня ученые говорят, что возникновение нашей Вселенной именно в том виде, который предполагает возникновение жизни на Земле, не есть нечто запрограммированное и безусловно необ-мое, а весьма вероятностное событие. И примеры от детских вопросов, что бы было, если бы я родился раньше или позже, от других родителей или вообще бы не родился.) В отечественной диа-кой традиции на первый план было выдвинуто утверждение о том, что слу-часть есть форма проявления и дополнения необ-мости. (Это созвучно Гегелю, но связано с тем, что отечественные диа-ки недавнего прошлого уже многое решили из вечных вопросов, например, каково будущее человечества, и это, конечно, отодвигало утверждение о слу-ности необ-мости на второй план.) Современная актуальность синергетики заставляет более тщательно продумать данную ситуацию. Сине-тика – направление междисциплинарных исследований, объект которых процессы самоорганизации в открытых (т.е. свободно обменивающихся энергией с миром) системах (физических, химических, биологических, социальных, экономических). Особое внимание в сине-тике уделяется точкам бифуркаций, критическим, переломным моментам (слом металлических конструкций; потеря колонной устойчивого состояния; экологические, экономические, политические катастрофы, проблематика «антропного принципа», т.е. удивительную согласованность физических констант нашей Вселенной, малейшее изменение которых могло привести, например, к тому, что в нашей Вселенной не смогли бы образовываться стабильно существующие атомы). В сине-тике подчеркивается, что нельзя знать, что будет после многих бифуркаций применительно к самоорганизующимся системам (обществу, биогеоценозу, человеку), ожидает ли их хаос и гибель или новое более стабильное и богатое состояние. Сине-тика плод изысканий математиков и естествоиспытателей (известные представители сине-ки – И. Пригожин, Г. Хакен.), которые, убедившись во всеобщей применимости открываемых в сине-ке закономерностей, попытались придать ей мировоззренческий характер. Например, Пригожин говорит о том, что сине-тика сейчас приходит на смену господствующим взглядам, идущим от Ньютона, приучившего видеть мир в форме маятника, находящего в нижнем положении. Тем самым мир выглядел устойчивым и стабильным, открытым к исчерпывающему познанию. По Пригожину, мир есть поставленный в верхнее положение маятника, и никто не может знать, что с этим маятником, миром будет дальше, т.е. сине-ки учат о «катастрофичности бытия». Сине-тика сейчас очень популярна. Этому в огромной степени способствует то, что она отражает многочисленные примеры и возможности повседневности, с которыми мы сталкиваемся и которые могут нас ожидать (перестройка в России – кто был в ней уверен и кто знал, чем она обернется; теракты в Москве, Нью-Йорке, Москве; возможная экологическая катастрофа; появление киборгов; это, конечно, находит свое отражение и в искусства, например, в «Криминальном чтиве»). Многие гуманитарии используют понятия сине-тики для описания, понимания ситуации в своих областях знания. Не редкость сегодня встретить рассуждение об общественной жизни, использующей понятия открытой или закрытой системы (описание прошлого нашей страны как закрытой системы в недалеком прошлом и как открытой сейчас, тех проблем, которые из этого вытекают). Между диа-ками и сине-ками сейчас существуют сложные отношения. Многие сине-тики отрицают диа-ку и превозносят сине-тику, как такое видение мира, которое опирается на строгие факты. В дальнейшем, говоря о науке, мы остановимся на вопросе, непредвзятости научного факта, сейчас же наметим только решение проблемы отношений диа-ки и сине-тики, которое нам видится на пути взаимодополнительности, причем диа-ка, как более древнее и объемное учение должно, включить в себя сине-тику. Агрессивность сине-тиков понятна, так поступают все новые учения. Но, убрав ее, обнаружим взаимодополнительность сине-тики и диа-ки. Часть примеров сине-тики вполне понятна и используется диа-ми, например, слом метала от усталости прекрасно вписывается в диа-кий з-н перехода количества в качество. Тема катастрофичности (которая нарушает привычное представление о прогрессе) и тема неожиданных качественных образований (например, образование воды, которая не выводится ни из Н, ни из О, входящих в химическую формулу воды) – тоже вписывается в диа-ку, если мы всерьез воспримем идеи о том, что необ-мость складывается из слу-стей, а главное, что необ-мость сама слу-на. (Прежде чем подвести итог, отметим один момент. Отношение слу-ности и необ-мости можно взять примером отношений между другими категориями диа-ки (форма и содержание, явление и сущность, возможность и действительность). Все они неразрывно связаны друг с другом.) Тема дете-зма позволяет охватить в целом всю диа-ку. И лучше сделать это в методологическом ключе. Познание мира предполагает его грамотное предварительное понимание. Именно это и позволяют сделать категории и з-ны диа-ки. Выделив требуемый объект изучения, начинаем познавать его, т.е. отвечать на вопросы, какие причины привели к его возникновению, случайно ли он существует или необходимо, какие внутренние противоречия определяют его жизнь, его количественные и качественные характеристики, находится ли он сейчас в стабильном состоянии или готовится переход в новое качество, и если последнее верно, то, что можно спрогнозировать о его будущем состоянии, что останется в этом объекте при диалектическом снятии, можно ли узнать что-то важное об этом объекте опираясь на его историю, не проявляется ли здесь диалектичная триадичность, не стоит ли вопрос о «катастрофичности» этого объекта и т.д. Другими словами, диа-кие категории и з-ны, отражая наиболее общие моменты бытия и развития всех материальных объектов и явлений, позволяют более адекватно познавать их, вооружая человека мощным интеллектуальным орудием. В принципе, на что-то подобное мы все интуитивно выходим оценивая, понимания какой-либо объект. Но важно то, что (1) это происходит стихийно, без плана, следовательно, некачественно и медленно, (2) эти вопросы изначально неполны, например, вряд ли мы сами по себе спросили бы о возможной диалектической триадичности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.