В сине-тике подчеркивается, что нельзя знать, что будет после многих бифуркаций применительно к самоорганизующимся системам (обществу, биогеоценозу, человеку), ожидает ли их хаос и гибель или новое более стабильное и богатое состояние.
Сине-тика плод изысканий математиков и естествоиспытателей (известные представители сине-ки – И. Пригожин, Г. Хакен.), которые, убедившись во всеобщей применимости открываемых в сине-ке закономерностей, попытались придать ей мировоззренческий характер. Например, Пригожин говорит о том, что сине-тика сейчас приходит на смену господствующим взглядам, идущим от Ньютона, приучившего видеть мир в форме маятника, находящего в нижнем положении. Тем самым мир выглядел устойчивым и стабильным, открытым к исчерпывающему познанию. По Пригожину, мир есть поставленный в верхнее положение маятника, и никто не может знать, что с этим маятником, миром будет дальше, т.е. сине-ки учат о «катастрофичности бытия».
Сине-тика сейчас очень популярна. Этому в огромной степени способствует то, что она отражает многочисленные примеры и возможности повседневности, с которыми мы сталкиваемся и которые могут нас ожидать (перестройка в России – кто был в ней уверен и кто знал, чем она обернется; теракты в Москве, Нью-Йорке, Москве; возможная экологическая катастрофа; появление киборгов; это, конечно, находит свое отражение и в искусства, например, в «Криминальном чтиве»). Многие гуманитарии используют понятия сине-тики для описания, понимания ситуации в своих областях знания. Не редкость сегодня встретить рассуждение об общественной жизни, использующей понятия открытой или закрытой системы (описание прошлого нашей страны как закрытой системы в недалеком прошлом и как открытой сейчас, тех проблем, которые из этого вытекают).
Между диа-ками и сине-ками сейчас существуют сложные отношения. Многие сине-тики отрицают диа-ку и превозносят сине-тику, как такое видение мира, которое опирается на строгие факты. В дальнейшем, говоря о науке, мы остановимся на вопросе, непредвзятости научного факта, сейчас же наметим только решение проблемы отношений диа-ки и сине-тики, которое нам видится на пути взаимодополнительности, причем диа-ка, как более древнее и объемное учение должно, включить в себя сине-тику.
Агрессивность сине-тиков понятна, так поступают все новые учения. Но, убрав ее, обнаружим взаимодополнительность сине-тики и диа-ки. Часть примеров сине-тики вполне понятна и используется диа-ми, например, слом метала от усталости прекрасно вписывается в диа-кий з-н перехода количества в качество. Тема катастрофичности (которая нарушает привычное представление о прогрессе) и тема неожиданных качественных образований (например, образование воды, которая не выводится ни из Н, ни из О, входящих в химическую формулу воды) – тоже вписывается в диа-ку, если мы всерьез воспримем идеи о том, что необ-мость складывается из слу-стей, а главное, что необ-мость сама слу-на.
(Прежде чем подвести итог, отметим один момент. Отношение слу-ности и необ-мости можно взять примером отношений между другими категориями диа-ки (форма и содержание, явление и сущность, возможность и действительность). Все они неразрывно связаны друг с другом.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.