Нахождение в группе всегда конфликтно, с одной стороны личность нуждается в других людях для достижения своих личных целей и удовлетворения, перечисленных выше социально психологических потребностей с другой стороны личность стремится сохранить свою свободу, независимость и индивидуальную неповторимость и вот этот психологический конфликт является источником тревоги и даже страха человека.
Внутреннее состояние, которое проявляется в виде следующих защитных механизмов, которые должны насторожить руководителя:
– отступление, т.е. молчание, отсутствие увлечённости, обособление;
– пугающая информация, т.е. критиканство, демонстрация превосходства, ругательство;
– приведение в замешательство, т.е. неожиданные вопросы, ответы и неадекватное поведение;
– жесткий формализм, т.е. формальная вежливость, установление норм, буквоедство, слежка за другими;
– попытка обольщения, т.е. кокетство, капризы, детскость;
– превращение дела в шутку;
– разговоры на посторонние темы;
– поиск виноватых, самобичевание, ложная скромность, обвинение коллектива или его членов.
Внешние производственные причины конфликта:
– несогласованность или противоречивость целей разных групп работников;
– нечёткое распределение прав и обязанностей;
– чрезмерная загруженность, превышающая личные возможности человека;
– несоответствие занимаемой должности, некомпетентность;
– неблагоприятный стиль руководства;
– плохие условия труда, т.е. каждый работающий человек должен иметь своё рабочее место обустроенное современной мебелью, состояние туалетов, общепит, освещение и окраска стен;
– неопределённость личных целей и перспектив роста;
– психологическая несовместимость членов коллектива;
– нахождение коллектива в стадии распада;
– исчерпание личных возможностей и интересов человека.
80% производственных конфликтов переходят в межличностные и на разрешение производственных конфликтов уходит 20% рабочего времени.
Как необходимо себя вести в конфликте:
– взять под контроль эмоции, осознать причину своего страха, гнева, обиды;
– понять истинные причины и цели конфликта, чего добиваюсь я, и чего добивается он;
– локализовать конфликт, значит, не выдвигать несколько причин сразу и не вспоминать прошлых обид;
– внимательно выслушать оппонента и понять его позицию попросив при этом высказывать только факты, а не домыслы;
– установить доброжелательный тон разговора;
– разобрать конфликт пункт за пунктом, пытаясь не переубедить, т.к. это бесполезно, а придти к общему согласию;
– мыслить позитивно, т.е. найти общность взглядов и интересов;
– согласиться с тем, в чём оппонент прав;
– помнить, что ничто так не разоружает оппонента, как создание ему условий почётного отступления;
– при необходимости прибегнуть к помощи третейского судьи.
Если же конфликт неизбежен, станьте его инициатором, чтобы самому управлять ситуацией, а возможно получить удовольствие от борьбы. При этом важно оценить неизбежность конфликта, его цели, средства, силы и поддержку с обеих сторон. Победителем будет тот, кто сможет мысленно выйти из ситуации, отстраниться от собственных предубеждений и рассудить как бы глядя на происходящее со стороны. Самое опасное не замечать конфликта, что переводит его во внутренний план, накаляет эмоции и втягивает новых членов.
Американский психолог Кеннет Томас в 1973 году выделил 2 стратегии и 5 тактик поведения человека в конфликте:
1-ая стратегия ''партнёрства'', т.е. ориентация на учёт интересов и потребностей партнёров, стратегия согласия, поиска, преумножения общих интересов
2-ая стратегия ''напористость'', т.е. реализация собственных интересов, достижение собственных целей, жёсткий подход: участники – противники, цель: победа или поражение. Сторонники этой стратегии напористы, нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, всем стремятся навязать своё мнение, легко ссорятся и портят отношения.
В рамках 2-х стратегий Томас выделил 5 тактик:
– избежание, т.е. стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, считать конфликт безопасным, стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывание своей позиции;
– уступка или приспособление, т.е. сохранить или находить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнёра путем сглаживания разногласий, готовность уступить, пренебрегая собственными интересами уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями и претензиями;
– противоборства или соперничества, т.е. стремление настоять на своём, путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жёсткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления применение власти принуждения, давления, использование зависимости партнёра;
– компромисс, т.е. стремление урегулировать разногласие, уступая в чём-то в обмен на уступки другого, поиск средних решений, когда никто много не теряет, и никто много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются.
– Сотрудничества, поиск решений полностью удовлетворяет интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность, исполнение распределяется по взаимному согласию.
Косвенные методы погашения конфликтов.
Эти методы подчинены некоторым принципам:
– принцип ''выхода чувств''. По наблюдению психологов, если человеку дать возможность беспрепятственно выражать отрицательные эмоции, то постепенно они сменятся положительными. Реализация данного принципа требует терпения и способности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.