Психология и педагогика
Лекция №1.(15.09.99)
Литература:
Немов Р. «Психология» в 3-х книгах Москва. 1994,1997г.
Немов Р. «Психология» Москва, 1998г.
Столяренко «Основы психологии» пособие для вузов .1998г.
Готфруа Ж. «Что такое психология?» 2 тома. 1994г.
Рубинштейн С. «Основы общей психологии» Москва,1999г.
Петровский А.В. «Введение в психологию»
Асмолов «Психология личности» Москва, 1990,1996г.
Радугин «Психология и педагогика» учебное пособие для вузов. Москва,1996г.
Материалистические философы древней Греции Демокрит, Лукреций, Тепикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование образуемое из шаровидных мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное отличное от тела. Душа прежде чем попасть в тело человека существует обособлено в высшем мире, где познает идеи вечные и неизменной сущности. Попав в тело душа, начинает вспоминать виденное до рождения. Платон трактует тело и психологию как два самостоятельных и аористических начала, и это положил в основу своей идеалистической теории. Великий философ древности Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляются в различных способностях деятельности – питающей, чувствующей, движущей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, и оно принимает формы чувственного восприятия предметов без их материи, подобно тому как воск принимает оттиск печати без железа и золота. Ощущения оставляют след в виде представлений, образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединены в трёх направлениях: по сходству, по смежности, по контрасту, тем самым, указав основные виды связей ассоциаций психологических явлений.
Психология – наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.
Психика – это свойство высоко организованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психологического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Наука психология выделилась в самостоятельную науку в1879 году, когда в Лейпциге немецкий психолог Вундт организовал первую в мире психологическую лабораторию.
Психология в своём развитии имеет четыре этапа:
– наука о душе, такое определение было дано более двух тысяч лет назад, и наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека;
– наука о сознании, возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием, основным методом считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов;
– наука о поведении, возникает на стыке XIX и XX веков в Америке и задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакция человека (мотивы вызывающие поступки не учитывались);
– наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики, основана на основе диалектического дуализма, в основу легла ленинская теория.
В основу развития любого общества всегда закладывается определённая психологическая теория.
В основу США положена теория бихевиоризма.
Стимул – реакция – потребление.
Экономические методы повышения производительности труда имеют свои пределы.
В основу государства до II мировой войны была положена командно – административная система. Беспалько выделил, что жизнь человека протекает в деятельности.
4 уровень – творческий (перетрансформация)
продуктивная 3 уровень – решение типовых задач в нештатной ситуации
деятельность
2 уровень – репродукция или воспроизведение, решение типовых задач в типовых условиях репродуктивная 1 уровень – узнавание
0 уровень – знакомство
Основной вид деятельности – приказ, в основе мотивация ''надо''.
4,5 % – трудоголики
90 % – работают, чтобы жить
4,5 % – ''в гробу видали эту работу''
Психология сегодня представляет целую систему научных знаний.
Возрастная – изучает психические особенности человека
Социальная – изучает взаимоотношения человека и общества, личности и коллектива
Инженерная - изучает взаимоотношение человек – машина – человек
Космическая – изучает психические особенности человека в состоянии невесомости в замкнутом пространстве
Зоопсихология – психология животных
Сравнительная – сравнивает психологию человека и животного (высших приматов)
Петициарная – психология в местах заключения
Терроризма
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.