случайно, так как часто социализацию связывают с общим развитием и становлением личности. «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных отношений; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду». Уровень развития личности соотносится со степенью ее социализированности. Следовательно, критерии зрелости личности представляют критериями социализации. Критерии зрелости подразделяют на две группы. Критерии первой группы составляют психологический пласт личности - это субъективные критерии, отражающие меру глубины интериоризации норм. Вторая группа - объективные критерии, в которых проявляется способность личности реализовывать нормы, воспроизводить и передавать их. Это группа составляет социально-психологический пласт. Иначе говоря, субъективные показатели характеризуют личность в ее индивидуальном преломлении, в том числе ее субъективную гармоничность и адаптированность в социуме, субъективную успешность, и как итог - эмоциональное благополучие. Объективные показатели дают представления об объективном благополучии и мере успешности личности в обществе.
Процесс социализации в юношеском возрасте может быть рассмотрен с позиции теории отношений. Под «теорией отношений понимают систему индивидуальных, сознательных связей личности с объективной действительностью, отражающую историю жизненного пути человека, его личный опыт. Отношение всегда структурно и включает эмоциональные переживания, через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения и убежденность». Структура отношений не стационарна, на протяжении жизненного пути человека она претерпевает существенные изменения [25,c.31].
В психологии под отношением понимается психологическая связь человека с окружающим его миром людей и вещей; психологические отношения - система индивидуальных, избирательных, социальных связей личности с различными сторонами объективной действительности; отношения отражают потребности, чувства, интересы, убеждения, волю, мотивы. По мнению В.Н.Мясищева, «многообразие отношений личности требует выделение в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность». «Отношение как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» объясняет направленность будущего поведения личности. Когда речь заходит о направленности или доминировании, надо учитывать отношение человека к людям, отношение его к себе, отношение к предметам внешнего мира. Категория отношений к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношений.
Взросление сопровождается потребностью разобраться в себе, происходит формирование собственных взглядов и отношений и вместе с тем возрастает независимость от мнений родителей и учителей. В подростковом возрасте обостряется предчувствие «взрослой жизни», причем подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, но и хочет, чтобы признавали его оригинальность и индивидуальность. Стремление к роли взрослого «наталкивается» на отсутствие реальных умений и навыков для ее исполнения. Поэтому такое несоответствие часто приводит к конфликту с внешним миром.
Примечательно, что стремление к самостоятельности не исключает потребности общения со взрослыми. По данным исследований 2/3 подростков указали на актуальность общения со взрослыми. Это объясняется тем, что в ранней юности наиболее волнующими проблемами являются проблемы самосознания и самоопределения. В этот возрастной период с родителями обсуждают жизненные перспективы, главным образом, профессиональные. Жизненные планы обсуждаются и с учителями, и со знакомыми взрослыми, чье мнение для них важно [29,c.104].
Хотелось бы подчеркнуть, что понимание сущности образования, которое ранее сводилось лишь к формированию систематизированных знаний, умений, навыков, за последние десятилетия значительно расширилось. Современное образование, как общее, так и профессиональное, ориентировано на формирование развитой личности, которое включает в себя не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование мировоззрения, стремлений, убеждений, воли, чувств и т.д. Исходя из этой позиции, мы вправе говорить о гуманизации образования. Гуманистическая парадигма образования исходит из необходимости развития человеческой особенности - самостоятельно строить и совершенствовать свою жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Анализируя особенности подросткового возраста, мы отмечаем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.