Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский Государственный Педагогический Университет
Факультет ИЕСЭН
Кафедра анатомии и физиологии человека
Толерантность в структуре самоотношения в подростковом возрасте
Курсовая работа
Выполнила: Копьева Анна
Куратор:
Проверил:
Новосибирск 2012
Введение………..…………………………………………………..……....…......3
Глава 1. Самоотношение в подростковом возрасте…………….……....……..5
1.1. Самоотношение: понятие, структура, формирование…………….……...7
1.2. Становление самоотношения в подростковом возрасте…………....…..10
1.3. Особенности самоотношения у подростков………….............................13
Выводы………………………………………………………………..…………19
Глава 2. Толерантность подростков и связь толерантности с самоотношением ………………………….………………………….……..…...20
2.1.Особенности формирования установок толерантного сознания в подростковом возрасте……………………..…............................................27
2.2. Особенности формирования установок толерантного сознания в структуре самоотношения в подростковом возрасте …………….….......27
Выводы…………………………………………………………………….……..34
Глава 3. Исследование связи толерантности в структуре самоотношения в подростковом возрасте………………………………………..………….……..35
3.1.Основные положения исследования связи толерантности и отношения к себе в подростковом возрасте…….……..............................................……35
3.2. Исследование толерантности и отношения к себе в подростковом возрасте………...……..…………………………………….…….................38
3.3. Исследование самоотношения в подростковом возрасте………………...41
3.4. Выявление связи толерантности и отношения к себе в подростковом возрасте……………………………………………………………………...43
Выводы…………………………………………………….…………………….46
Заключение…………………………..……………………………............…….47
Библиографический список………………….………………………...............51
Актуальность. Самоотношения в подростковом возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания (Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, И. И. Чеснокова и др.) сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий: с одной стороны подросток воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения (Т. В. Рябова). Кроме того актуальность проблемы самоотношения объяснена еще и тем, что ранее выработанная подростком система оценочных суждений в свой адрес, и в адрес "других", сложившееся эмоционально-ценностное отношение к собственному "Я" (главным образом, через отношение к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе значимой референтной группой. Создающееся внутриличностное противоречие в оценке себя и "других", ценностях, интересах имеет свое проявление в поведении, отражающее наличие той или иной личностно значимой проблемы.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. «Толерантность усугубляет человеческую коммуникацию и расширяет возможности для достижения согласия в обществе».
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами демократического и правового государства, рыночной экономики. Образовательная политика отражает общенациональные интересы, учитывает общие тенденции мирового развития. Очевидно, что на сегодняшний день потребность современного общества в формировании толерантности и толерантных отношений нельзя переоценить.
В настоящее время, подрастающее поколение испытывает на себе множество отрицательных последствий социального расслоения общества. В отношениях между подростками усиливается эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация. В связи с этим на первый план выдвигается потребность развития культуры толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Реализация педагогики толерантности в образовательном процессе является средством подготовки нового поколения к гармоничному общению.
В современном российском обществе на данный момент не существует единого государственного и общественного мнения относительно толерантности в структуре самоотношения подростков. Причиной такого положения дел является некая малоизученность вопроса, связанная с этической, культурной, политической его стороной.
Предмет исследования: содержание толерантности в структуре самоотношение в подростковом возрасте.
1) Чем выше уровень самоотношения подростка – внутренние чувство «за» самого себя, самопринятия, тем выше толерантность и эмпатия у подростка, способность принятия других людей такими какие они есть, терпимость их недостатков и т.д.
2) Чем выше самопринятие и самооценка подростка, чем выше доверие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.