В О Е Н Н О – М Е Д И Ц И Н С К А Я А К А Д Е М И Я
Кафедра акушерства и гинекологии
Экз. N______
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 2000 г. |
для проведения практического занятия по гинекологии
№ 11
ТЕМА: КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНОМАЛИЙ развития и РАСПОЛОЖЕНИЯ НАРУЖНЫХ И ВНУТРЕННИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.
со слушателями 4 курса II, III, IV факультетов
Обсуждена на заседании кафедры
«__»______________ 2000 г.
Санкт-Петербург,
2000 г.
ТЕМА:
КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНОМАЛИЙ РАСПОЛОЖЕНИЯ НАРУЖНЫХ И ВНУТРЕННИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.
УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ: IV курс, II, III, IV, V факультеты, учебная группа в количестве 8,9 курсантов.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ: изучить причины, симптоматологию, диагностику, принципы лечения и профилактику различных неправильных положений наружных и внутренних половых органов.
II. ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Разобрать анатомию органов малого таза:
• нормальное положение матки;
• подвешивающих и поддерживающий аппарат.
2. Разобрать понятия: флексия, наклонение, позиция, поворот, поднятие, опущение, выпадение матки.
3. Причины неправильных положений матки.
4. Изучить клинику, диагностику, принципы лечения:
• гиперантефлексии матки;
• подвижный и фиксированный загиб матки;
• опущение и выпадение стенок влагалища и матки.
5. Разобрать принципы консервативного и оперативного методов лечения неправильных положений матки и влагалища.
III. ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ:
Слушатель и курсант должны уметь:
1. Произвести бимануальное исследование.
2. Провести катетеризацию мочевого пузыря.
3. Взять мазки и смыв влагалища.
4. Приготовить и ввести лекарственные тампоны.
5. Ввести пессарий (резиновые кольца).
6. Быть ознакомлены с принципами сфинктеротонизации.
УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ: одно занятие - 4 часа.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ:
Для проведения занятий необходимо иметь треб больных: с неправильным положением матки, опущением и выпадением стенок влагалища и матки. При отсутствии тематических больных слушателям предлагаются задачи.
2. ЛИТЕРАТУРА:
основная:
• Цвелев Ю.В., Скворцов В. Г., Кальченко А. П. Акушерство и гинекология. Санкт-Петербург, стр. 115-117.
• Василевская Л. Н. Гинекология. М., Медицина, 1977, с.304-338.
• Михайленко Е.Т., Бублик-Дорняк Г.М. Гинекология. Киев,
1979, с. дополнительная:
• Макаров P.P., Фигурнов К.М. Клинические лекции по избранным главам акушерства. Л., 1963, выпуск 1.
• Акушерство итинекология. М., 1997, с 471-474 перевод с . английского.
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Использование диопроектора с набором слайдов в количестве 20 штук.
4. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
• набор таблиц:
1. Сагиттальный разрез при нормальном положении внутренностей.
2. Отклонение матки кпереди и кзади.
3. Выпадение влагалища.
4. Полное выпадение матки.
5. Мышцы тазового дна.
6. Вернтерофиксация матки по Кохеру.
7. Передняя и задняя пластики.
8. Высокая ампутация шейки матки.
9. Пластмассовые пессарии.
10. Резиновые кольца.
5. Стенд в учебном классе.
№№ п/п |
Ученые вопросы |
Время (мин) |
1 |
Введение |
10 |
2 |
Контроль исходного уровня знаний слушателей и |
20 |
курсантов |
||
3 |
Контроль усвоения слушателями и курсантами |
20 |
основных этапов ориентировочной основы |
||
действия (ООД) |
||
4 |
Самостоятельная работа слушателей и |
40 |
курсантов |
||
5 |
Клинический разбор |
80 |
6 |
Заключение |
10 |
1. ВВЕДЕНИЕ.
В этом разделе занятия необходимо кратко остановиться на целях предстоящего занятия, актуальности изучаемого вопроса. Знание различных неправильных положений матки и влагалища, особенно у молодых женщин, военнослужащих и служащих СА и ВМФ, поможет военному врачу своевременно оказать помощь данной категории гинекологических больных.
2. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАТИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ.
Методика проведения: использование карт программированного контроля и устный опрос. Обратить внимание слушателей на причнно-следственные связи, сущность и явление в этиологии, клинике, диагностике различных неправильных положений матки и влагалища.
Вопрос: Нормальное положение матки, чем оно обусловлено?
Матка является подвижным органом. В норме она замает в малом тазу следующее положение: дно ее обращено кпереди, между телом и шейкой образуется угол, открытый кпереди, и вся матки наклонена так, что передняя ее поверхность лежит на задней стенке мочевого пузыря, а к задней прилежат петли тонкой кишки. Шейка матки смотрит кзади и находится на уровне линии интерспиналис. Это положение матки обусловлено наличием поддерживающего и подвешивающего аппарата.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.