Клинико-анатомические особенности аномалий развития и расположения наружных и внутренних половых органов: Методическая разработка для проведения практического занятия по гинекологии

Страницы работы

Содержание работы

В О Е Н Н О –  М Е Д И Ц И Н С К А Я   А К А Д Е М И Я

Кафедра акушерства и гинекологии

Для преподавателей

Экз. N______

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

акушерства и гинекологии

полковник медицинской службы

«……» ……………… 2000 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия по гинекологии

№ 11

ТЕМА: КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНОМАЛИЙ развития и РАСПОЛОЖЕНИЯ НАРУЖНЫХ И ВНУТРЕННИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.

со слушателями 4 курса II, III, IV факультетов

Обсуждена на заседании кафедры

«__»______________ 2000 г.

Санкт-Петербург,

2000 г.


ТЕМА:

КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНОМАЛИЙ РАСПОЛОЖЕНИЯ НАРУЖНЫХ И ВНУТРЕННИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.

УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ: IV курс, II, III, IV, V факультеты, учебная группа в количестве 8,9 курсантов.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

I.    ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЙ:   изучить  причины,   симптоматологию, диагностику, принципы лечения и профилактику различных неправильных положений наружных и внутренних половых органов.

II.   ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Разобрать анатомию органов малого таза:

• нормальное положение матки;

• подвешивающих и поддерживающий аппарат.

2. Разобрать понятия: флексия, наклонение, позиция, поворот, поднятие, опущение, выпадение матки.

3. Причины неправильных положений матки.

4. Изучить клинику, диагностику, принципы лечения:

• гиперантефлексии матки;

• подвижный и фиксированный загиб матки;

• опущение и выпадение стенок влагалища и матки.

5. Разобрать принципы консервативного и оперативного методов лечения неправильных положений матки и влагалища.

III.   ОБУЧЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ И КУРСАНТОВ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ:

Слушатель и курсант должны уметь:

1. Произвести бимануальное исследование.

2. Провести катетеризацию мочевого пузыря.

3. Взять мазки и смыв влагалища.

4. Приготовить и ввести лекарственные тампоны.

5. Ввести пессарий (резиновые кольца).

6. Быть ознакомлены с принципами сфинктеротонизации.

УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ: одно занятие - 4 часа.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ:

Для проведения занятий необходимо иметь треб больных: с неправильным положением матки, опущением и выпадением стенок влагалища и матки. При отсутствии тематических больных слушателям предлагаются задачи.

2. ЛИТЕРАТУРА:

основная:

• Цвелев Ю.В., Скворцов В. Г., Кальченко А. П. Акушерство и гинекология. Санкт-Петербург, стр. 115-117.

• Василевская Л. Н. Гинекология. М., Медицина, 1977, с.304-338.

• Михайленко Е.Т., Бублик-Дорняк Г.М. Гинекология. Киев,

1979, с. дополнительная:

• Макаров P.P., Фигурнов К.М. Клинические лекции по избранным главам акушерства. Л., 1963, выпуск 1.

• Акушерство итинекология. М., 1997, с 471-474 перевод с . английского.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Использование диопроектора с набором слайдов в количестве 20 штук.

4. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

• набор таблиц:

1. Сагиттальный разрез при нормальном положении внутренностей.

2. Отклонение матки кпереди и кзади.

3. Выпадение влагалища.

4. Полное выпадение матки.

5. Мышцы тазового дна.

6. Вернтерофиксация матки по Кохеру.

7.   Передняя и задняя пластики.

8. Высокая ампутация шейки матки.

9. Пластмассовые пессарии.

10. Резиновые кольца.

5. Стенд в учебном классе.

План проведения занятия и расчет учебного времени

№№

п/п

Ученые вопросы

Время (мин)

1

Введение

10

2

Контроль исходного уровня знаний слушателей и

20

курсантов

3

Контроль усвоения слушателями и курсантами

20

основных этапов ориентировочной основы

действия (ООД)

4

Самостоятельная работа слушателей и

40

курсантов

5

Клинический разбор

80

6

Заключение

10

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1.  ВВЕДЕНИЕ.

В этом разделе занятия необходимо кратко остановиться на целях предстоящего занятия, актуальности изучаемого вопроса. Знание различных неправильных положений матки и влагалища, особенно у молодых женщин, военнослужащих и служащих СА и ВМФ, поможет военному врачу своевременно оказать помощь данной категории гинекологических больных.

2. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАТИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ.

Методика проведения: использование карт программированного контроля и устный опрос. Обратить внимание слушателей на причнно-следственные связи, сущность и явление в этиологии, клинике, диагностике различных неправильных положений матки и влагалища.

Вопрос:  Нормальное положение матки,  чем оно обусловлено?

Матка является подвижным органом. В норме она замает в малом тазу следующее положение: дно ее обращено кпереди, между телом и шейкой образуется угол, открытый кпереди, и вся матки наклонена так, что передняя ее поверхность лежит на задней стенке мочевого пузыря, а к задней прилежат петли тонкой кишки. Шейка матки смотрит кзади и находится на уровне линии интерспиналис. Это положение матки обусловлено наличием поддерживающего и подвешивающего аппарата.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гинекология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
211 Kb
Скачали:
0