Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России, страница 5

Участие фондов ОМС в оплате льготных рецептов первоначально не предусматривалось, однако с 1993 г. стало возможным (но не обязательным). Во многих областях эта возможность активно используется: территориальный фонд и местные органы управления здравоохранения договариваются о размерах сумм, которые система ОМС добавляет к средствам местного бюджета по оплате льготных рецептов.

Доля оплаты лекарственных средств в общих расходах фондов ОМС составляет около 30 %. Согласно отчету, в 1996 г. всего на закупку лекарственных средств в системе ОМС было затрачено 3,5 трлн. руб.

4.  РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ.

Рассмотрим более детально фармацевтический рынок с позиции отдельных регионов России. Связано это прежде всего, с усилением тенденции самостоятельности функционирования системы лекарственного обеспечения и переноса центра тяжести на локальные региональные структуры.

Особенностью современного российского фармацевтического рынка является исключительно высокая степень территориальной дифференциации. Иллюстрацией этой дифференциации являются приводимые ниже данные (табл. 1)

Таблица 1.

Лидеры среди регионов России по величине расходов

на медикаменты за счет средств местных бюджетов

и фондов ОМС в 1996 г.

Очевидно, что рейтинг регионов-лидеров, сформированный на основе абсолютной величины расходов, не отражает реальной ситуации с сфере лекарственного обеспечения населения в регионах. В этом убеждает анализ показателей среднедушевых затрат на закупку медикаментов из тех же источников финансирования (см. диаграмму)

Нетрудно заметить, что многие регионы, являющиеся лидерами по абсолютной величине расходов на медикаменты из местных бюджетов и ОМС, имеют душевой показатель расходов, уступающий общероссийскому. Однако и эта картина не будет исчерпывающей, так как не отражает всей структуры расходов на медикаменты, точнее – той ее части, которая определяется расходами из средств населения.

Наиболее полно этот сегмент рынка характеризуется данными о розничном товарообороте по продаже лекарственных средств в пересчете на душу населения (табл. 2)


Таблица 2.

Розничный товарооборот по продаже лекарственных

средств на душу населения в 1996 г. в регионах

с наибольшей величиной этого показателя.

Регион

Товарооборот на душу населения, руб.

Москва

289544

Тюменская обл.

142223

Республика Карелия

141333

Камчатская обл.

136361

Санкт-Петербург

113191

Республика Саха

106001

Сахалинская обл.

95157

Хабаровский край

91361

Московская обл.

90404

Республика Башкортостан

87426

Оренбургская обл.

82126

Томская обл.

81601

Красноярский край

81239

Нижегородская обл.

80746

Краснодарский край

80622

Россия в среднем

75048

Обращает на себя внимание то, что наряду с Москвой, занимающей 1-е место в рейтинге и по этому показателю, в число лидеров вошли такие регионы, как Тюменская и Камчатская обл., в то время как крупные промышленно развитые регионы занимают более скромные позиции. Возможные причины этого будут рассмотрены ниже.

В качестве факторов, влияющих на уровень потребления лекарственных средств, рассмотрим региональное распределение уровня цен на лекарственные средства, а также территориальные различия социально-экономических показателей, характеризующих уровень жизни населения в регионах, и в конечном итоге, определяющих платежеспособный спрос.