Таким образом, творчество в психологии рассматривается в контексте личности и самосознания. Например, в основу предлагаемой В.В.Рыбалка классификации способностей к научно-техническому творчеству положена мысль Г.С.Костюка о возможности рассмотрения структуры личности в "горизонтальном" и "вертикальном" измерениях. Реализация принципа двумерности структуры личности составляет наличие двух основных взаимно пересекающихся измерений или шкал: "социум - субъект - индивид" и "объект - субъект - объект". В соответствии с этим способности к научно-техническому творчеству целесообразно классифицировать по вертикали (если учитывать фактор "онтогенетической давности" в его крайних полюсах). Тогда можно выделить шесть уровней или подструктур творческих способностей, которые характеризуют: 1) общение и межличностное взаимодействие; 2) направленность; 3) характер; 4) опыт; 5) психические процессы; 6) психофизиологические свойства. По "горизонтальной" же шкале "объект - субъект - объект" классификации можно выделить во всех "вертикальных ее уровнях основания классификации, которые соответствуют главным компонентам деятельности субъекта... Имеются в виду такие четыре группы творческих способностей, как:
1) информационно - познавательные способности;
2) способности к мыслительной переработке, генерированию, преобразованию научно-технической информации, принятию решений, формулированию гипотез, идей, целей, программ;
3) способности к исполнению решений, к достижению творческих научно-технических результатов;
4) эмоционально-чувственно-волевые качества.
Таблица 1 Структура способности личности к научно-техническому творчеству
Информационно-познавательные способности (поиск, прием, первичная сенсорно–перцептивная переработка и хранение информации) |
Способности к мыслительной переработке, генерированию научно-технической информации, принятию решений, формулированию гипотез, идей, целей, программ, проектов (преобразование информации, программирование и регуляция сложных форм поведения) |
Способности к исполнению решений, реализации планов, к достижению творческих результатов (исполнение и контроль решений) |
Эмоционально-чувственно-волевые качества творческой личности (эмоционально-чувственно-волевая регуляция творческой деятельности) |
|
I. Способности творческой личности к коммуникации, общению и межличностному взаимодействию |
||||
1. Способность к поиску и изучению научной, технической информации |
2. Способность к систематизации фактов, принципов, закономерностей |
3. Способность к изложению своих мыслей, идей в виде заметок, тезисов, статей, к изданию рассказов, стихов, научных, фантастических произведений |
4. Любовь к чтению и изучению научной, технической, фантастической литературы |
|
5. Способности к поиску и получению новой научно-технической информации в ходе устного общения, диалога с творчески мыслящим человеком |
6. Способность к пониманию новых, нестандартных мыслей, идей, выдвинутых собеседником |
7. Способность к самовыражению в форме устных выступлений с научным сообщением, докладом, лекцией |
8. Уважительное, корректное отношение к собеседнику в процессе устного общения, даже если он не очень нравится |
|
9. Способность к восприятию, переработке и обсуждению идей, к творческому общению в коллективе |
10. Способность к коллективному принятию творческих решений, сотрудничеству и взаимодействию с другими |
11. Способность организовать творческую группу, стать ее лидером |
12. Уважение к мнению коллектива, к точке зрения творчески мыслящих людей |
|
13. Способность порождать новую информацию, генерировать идеи |
14. Способность подолгу оставаться одному при обдумывании проблем |
15. Способность к использованию информации, идей, знаний, в собственной творческой работе |
16. Чувство собственного достоинства, проявление независимости, осознание собственного “я” |
|
II. Направленность творческой личности |
||||
17. Широта интересов в области науки, техники, культуры |
18. Глубокий действенный интерес к определенной сфере науки и техники |
19. Стремление к совершенствованию существующих научных знаний, к улучшению технических объектов |
20. Любовь к науке и технике |
|
21. Стремление к обладанию новыми фактами, принципами, закономерностями в области науки и техники |
22. Стремление заглянуть в будущее и мысленно его вообразить |
23. Гуманизм, желание приносить добро, пользу людям и обществу своим творчеством |
||
24. Стремление и вкус к непрерывным творческим поискам |
25. Склонность к творческой работе в любое время дня, в том числе на отдыхе |
26. Склонность к технике и техническому творчеству |
27. Трудолюбие, любовь к творческому труду |
|
28. Склонность к науке, стремление к открытиям |
29. Интерес к постановке творческих целей, формулировка проектов в определенной области науки и техники |
30. Постоянная нацеленность на труд, на достижение творческих результатов |
31. Любовь к истине |
|
III. Характер |
||||
32. Любознательность |
33. Активность |
34. Настойчивость, упорство |
35. Преданность цели, вера в нее |
|
36. Инициативность |
37. Оригинальность, уклонение от шаблона |
38. Находчивость, изобретательность |
39. Остроумие, склонность к “игре”, к юмору |
|
40. Прямота, непосредственность |
41. Непринужденность, внутренняя раскрепощенность, свобода |
42. Критичность мышления |
43. Честность перед собой |
|
44. Терпимость к неясности, двусмысленности, неопределенности |
45. Смелость ума и духа |
46. Готовность к риску, бесстрашие мысли |
47. Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость в условиях неопределенности |
|
48. Взыскательность, стремление не довольствоваться приблизительными сведениями, а добраться до сути |
49. Безграничное терпение при долгом обдумывании, неторопливость в вынесении окончательного решения |
50. Дисциплинированность, организованность ума, высокая самоорганизация |
51. Чувство здравого смысла 52. Чувство ответственности 53. Порядочность |
|
IV. Творческий опыт личности |
||||
54. Способность к быстрому приобретению новых знаний (“рождаться каждый день заново”) |
55. Способность к формированию глубоких и систематических знаний в определенной области науки и техники, поглощенность ее проблемами |
56. Способность к проведению научных исследований и экспериментальное мастерство |
57. Желание к саморазвитию |
|
58. Широкий кругозор, обширность знаний, знакомство со многими областями знания и культуры |
59. Способность к интенсивной работе ума |
60. Способность к разработке стратегии деятельности по достижению научной или технической цели |
||
V. Качества психических процессов творческой личности |
||||
61. Способность замечать вещи ускользающие от внимания |
62. Широко распределенное внимание (“боковое мышление”) при условии, что проблема становится доминантной |
63. Необыкновенная напряженность внимания, умение сосредоточить внимание на какой-то проблеме |
64. Эмоциональная устойчивость при напряженном творческом поиске, устойчивость при столкновении с противоречиями, стойкость к разочарованиям, критике, неудачам, успеху |
|
65. Техническая наблюдательность, точность глазомера |
66. Способность к пониманию структуры и функций технических устройств |
67. Способность к конструктивно – технической деятельности |
||
68. Восприимчивость к фактам, закономерностям, законам |
69. Способность к обобщению фактов, к формулированию понятий, выявлению закономерностей (индукция) в ходе исследования вопроса или проблемы |
70. Способность к конкретизации, к применению понятий и закономерностей в практической деятельности (дедукция) |
||
71. “Открытость” по отношению к новому |
72. Впечатлительность, способность удивляться, приходить в волнение при столкновении с новым или необычным |
|||
73. Восприимчивость к несоответствиям, противоречиям, пробелам в картине окружающего мира, расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и фактами |
74. Способность к творческому анализу - выделению существенных, необычных, элементов изучаемой проблемы |
75. Способность к творческому синтезу - к составлению сложных, оригинальных, полезных структур из множества элементов изучаемой проблемы |
||
76. Целостность восприятия, системность |
77. Способность к непосредственному усмотрению закономерности |
78. Способность к словесному формулированию решений |
79. Чувство гармонии, прекрасного |
|
80. Зоркость в поисках проблем, умение обнаруживать их там, где для других все ясно |
81. Способность выдвигать и критически рассматривать гипотезы, ставить острые вопросы, находить и формулировать задачи и проблемы |
82. Способность к действию “в уме”, напряженной разработке идей во внутреннем плане действий |
83. Чувство сомнения в абсолютной истинности и полноте знаний и связанное с ним желание доказать свою точку зрения |
|
84. Творческая готовность памяти выдать нужную информацию ко времени |
85. Способность к прогнозированию, дар предвидения |
86. Легкость генерирования идей, быстрота, оперативность мышления, легкость формулирования идеи, беглость речи |
||
87. Легкость ассоциирования отдаленных друг от друга понятий, оригинальность ассоциирования |
88. Способность к сближению понятий, установлению связей между ними |
89. Способность к творческому воображению, фантазии, выдумке, пространственному воображению. |
90. Чувство вдохновения в процессе творчества |
|
91. Способность к формированию стратегии случайных поисков (проб и ошибок) |
92. Способность оперировать с нечеткими понятиями |
93. Способность к оценке, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки |
||
94. Способность к аналогизированию, нахождению аналогов как важной стратегии творческих поисков |
95. Стратегия противопоставления, реконструирования |
96. Способность к комбинированию, к реализации стратегии комбинаторных преобразований |
||
97. Способность легко преодолевать умственные границы и перегородки, гибкость при переходе от одного класса явлений к другому; способность быстро отказаться от скомпрометированной гипотезы, непредубежденность |
||||
98. Интеллектуальная инициатива, выражающаяся в смелом выдвижении новых оригинальных идей |
99. Нестандартность мышления проявляется в сочетании зоркости в поисках проблем, гибкости ума, легкости генерирования идей и способность к отдаленному ассоциированию |
100. Способность творчески применять стандартизированные элементы научно-технического достижения – правила, инструкции, нормативы, стандарты, константы, закономерности |
||
101. Способность к совершенствованию первоначального замысла, к доработке деталей, к мучительной кропотливой его доводке до уровня совершенства |
102. Способность начать, продолжить и завершить процесс научно-технического творчества, доведение работы до общественной ценности развития |
103. Собранность и волевой настрой на завершение начатого |
||
104. Способность предвидеть положительные и отрицательные последствия осуществления своих планов и идей |
105. Способность к представлению научных идей и технических решений в виде формул, графиков, рисунков и т. д. |
|||
VI. Биологически обусловленные свойства нервной системы по И.П.Павлову |
||||
106. Основные свойства нервной системы по И.П.Павлову |
||||
107. Сензитивность (связана, в основном, со слабостью нервных процессов торможения и возбуждения) |
108. Подвижность (инертность) основных нервных процессов. |
109. Работоспособность (связана, в основном, с силой нервных процессов торможения и возбуждения) |
||
110. Тип нервной системы – художественный, мыслительный и средний и вытекающий из него стиль познавательной деятельности. |
||||
111. Экстравертность и интравертность личности. (по Г.Айзенку) |
112. Эмоциональная лабильность, стабильность |
|||
Основные свойства нервной системы по В.М.Русалову |
||||
113. Эргичность |
114. Пластичность |
115. Темп |
116. Эмоциональность |
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.