Психология творчества. Составляющие творчества в теориях различных ученых, страница 7

Представляет интерес данная им характеристика способностей в различных областях художественного творчества: "Литературные способности предрасположены к созданию внутреннего мира человека, его психических состояний, мыслей и переживаний. Изобразительные способности обладают особенными возможностями для совершенного воплощения облика персонажа и всей видимой (картинной) стороны художественных образов. Актерские способности располагают к оживлению персонажей в процессе перевоплощения". На каждой фазе художественного творчества доминирует одна из способностей: на этапе собирания материала - изобразительные, на этапе моделирования - литературные, на этапе воплощения - снова изобразительные, на этапе перевоплощения - актерские. Такая связь между различными художественными способностями может быть объяснена тем, что у них общий генетический корень. Это подтверждается и тем, что многие деятели проявили себя одинаково заметно и в литературе, и в музыке, и в живописи, и в других областях творческой деятельности. И.Н.Семенов рассматривает творческое мышление как уровневую иерархию, в которой выделяет личностный уровень, рефлексивный, предметный и операциональный. Вершину иерархии уровней образует личностный уровень, который задает направленность мотивированию и дальнейшей мыслительной деятельности.

1. Личностный уровень обеспечивает:

а) включенность человека в ситуацию поиска решения задачи;

б) возникновение внешней мотивации и перерастание ее во внутреннюю;

в) оценка собственных усилий и самочувствия, удовлетворенность деятельностью;

г) стимуляцию и активацию эмоционального тонуса, волевой решительности, самоконтроля и самодисциплины.

2. Рефлексивный уровень обеспечивает:

а) саморегуляцию;

б) бесперебойность;

в) корректировку “следящими фиксациями” и контролирование сигнализирующими о разрывах “вопросительными фиксациями”;

г) оценка возможностей для устранения разрывов;

д) организация мышления через определение направления познавательной деятельности.

3. Предметный уровень обеспечивает: а) отражение проблемной ситуации задачи;

б) выделение в ней проблемообразующих условий (противоречия);

в) категоризацию ее содержательных характеристик относительно охватывающих их систем понятий;

г) трансформацию использованных понятий в средства преобразования проблемной ситуации в направлении ее разрешения.

4. Операциональный уровень обеспечивает:

а) реализацию принципа решения через выполнение необходимых процедур;

б) использование элементов оперативных систем (арифметических, логических, химических и др.);

в) актуализацию систем навыков..

Эта иерархическая модель творческого мышления позволила И.Н.Семенову выделить два плана мышления: 1) содержательный – предметно-операциональное мышление в проблемной ситуации и 2) смысловой, обеспечивающий рефлексивно-личностное осмысление проблемы. Таким образом, в характеристику творческого мышления автор включает категории личности и рефлексии (самосознания). Вообще - это традиция отечественной психологии. Так, П.Я.Гальперин выделял личностное действие, как этап в развитии форм активности, которое всегда рефлексивно. Д.Б.Богоявленская, развивая этот подход, выделяет в личностном действии два уровня: уровень действия социального индивида, где результат определяется не положением индивида среди вещей, а его положением среди людей; уровень творческого действия, где в результате порождается новая цель. Кроме того, Д.Б.Богоявленская связывает уровни интеллектуальной активности с нравственными качествами личности.

Заключение