2-й уровень: перераспределение объектов. Основные операции: совмещение - размещение. Леонардо да Винчи создал серию многоствольных органных пушек: 33 ствола в три ряда. Одновременно стреляют 11 стволов, оборудованные общим устройством для воспламенения заряда. Подобное орудие независимо от Леонардо да Винчи в 1741 году создал русский оружейник А.К.Нартов - 44 ствола. В лифте таким приемом были объединены лампочка с кнопкой.
В паровой машине Д.Папена в одном цилиндре были совмещены функции рабочего цилиндра, парового котла и конденсатора. Изобретатели Т.Ньюкомен и И.Ползунов выделяют паровой котел как самостоятельный отдельный агрегат, служащий только для получения пара. Наконец, Д.Уатт выделяет конденсатор. Такое разделение функций привело к созданию более совершенной паровой машины.
Другой пример перераспределения с паровой машиной, которая была создана для откачки воды, а для воздуходувок в металлургии стала применяться только в 1775 году. Чугун полился рекой. Способ маркировки яиц, когда маркер одевается на палец птичницы, которая сортирует яйца.
3-й уровень: перестановка объектов. Основные операции: замещение - удаление. Примеры: соединение чернильницы и ручки - изобретение авторучки. Заливка горючего в трубы шасси самолета; аккумулятор для светильника вместо свинцового балласта у водолаза; ручка портфеля - эспандер.
4-й уровень: самопреобразование. Основные операции: отождествление - обращение. Пример: вогнутая форма рубки поворачивает ветер против самого себя, защищая капитанский мостик от встречного ветра; дроболетный автомат, в котором для облицовки используют магнитные плиты: к ним прилипает дробь и предохраняет стенки от разрушения.
О роли неизвестности в творчестве пишут А.А.Налчяджян (1972), В.Р.Ирина и А.А.Новиков (1978), П.К.Курюмов (1990). Еще Гете обращал внимание на то, что многие открытия сделаны дилетантами потому, что они не соблюдали алгоритма, а сразу перепрыгивали к выводам и только потом возвращались к доказательствам (доказательства могли искать уже другие люди). Неизвестность обладает свойством редукции сложной задачи к простой. Другим фактором творчества является случай. Можно вспомнить пушкинское "...и случай – бог-изобретатель". Особое место ему, по-видимому, принадлежало на начальных этапах антропогенеза: плывущее по реке бревно могло навести на мысль о создании лодки; упавшее через ручей дерево - прообраз моста; обкладывая тыкву или шкуру животного глиной для варки пищи, легко прийти к мысли о ненужности тыквы и шкуры и созданию глиняной посуды и т.п. Велика роль случая и в научном творчестве (примеры можно найти у В.Л.Омелянского, 1923).
И.П.Калошина критерием творческой деятельности считает разработку субъектом новых для него знаний. Д.Б.Богоявленская в качестве единицы анализа творчества выделяет интеллектуальную активность, объединяющую в себе умственные способности и мотивационную структуру личности. Речь при этом идет не об умственных способностях как таковых, а о потребности их применять, находить новые проблемы. Для изучения интеллектуальной активности Д.Б.Богоявленская использовала метод "креативного поля": решение задач на цилиндрической шахматной доске. С его использованием были установлены уровни интеллектуальной активности:
1. Стимульно-продуктивный (пассивный) уровень - человек безынициативно принимает все, что задано извне, ему нужны "толчки" и условия для творчества.
2. Эвристический уровень - человек ищет новые более остроумные способы решения задач.
3. Креативный уровень - человек не просто находит новые способы решения задач, но выходит за ее пределы и ставит перед собой теоретическую проблему.
3. Творчество как вид труда
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.