- Фаза интуитивного решения: неосознанный способ решения из опыта субъекта, который не был осознан, переживаемое как озарение, инсайт при доминировании неосознаваемых действий.
- Фаза вербализации интуитивного решения: субъект видит, чувствует, что задача решена, но не может объяснить как он получил ее решение, доминирует углубление осознанности решения задачи.
- Фаза формализации вербализованного решения: субъект стремится придать найденному решению логическое объяснение, которое может быть использовано при решении других задач такого рода, доминирует высокая степень осознанности действий.
Как следует из описаний этих фаз творческого процесса, Я.А.Поно-марев при их выделении опирался на данные лабораторного эксперимента. Таким образом, этапы, описанные ранее, раскрывают механизм творчества в макроинтервалах времени (может быть длящийся всю жизнь человека), а фазы, описанные Я.А.Пономаревым, дают представление о процессе творчества в микроинтервалах времени, так как их выделение явилось следствием проведения лабораторных экспериментов по решению испытуемыми головоломок. Они не исключают, а дополняют друг друга. Я.А.Пономарев считает, что в научном и изобретательском (техническом) творчестве, когда делаются крупные открытия имеют место все обозначенные фазы. В художественном творчестве финал деятельности может наступать на II фазе. Интуиция, в понимании Я.А.Пономарева, является одним из моментов творческого процесса. Он выделяет “эволюционный" (1-й класс) творческих задач и "революционный" (2-й класс). При первом способе творчества, полученные в его ходе знания вписываются в имевшиеся до этого, а при втором - знания не вписываются в логику прежних представлений и требуют ее пересмотра. Задачи 1 класса поддаются алгоритмизации, поэтому по ним создаются "методики решения творческих задач". Приведу пример алгоритма решения творческих (изобретательских) задач по теории Г.С.Альтшуллера:
1. Аналитическая стадия: а) Постановка задачи. б) Представление идеального конечного результата. в) Определение (что мешает достижению результата?) г) Определение причины (почему мешает?) д) Определение условий устранения причины (при каких условиях не будет мешать?)
2. Оперативная стадия:
1 шаг: Проверка возможных изменений в самом объекте.
2 шаг: Проверка возможности разделения объекта на независимые части.
3 шаг: Проверка возможных изменений во внешней среде.
4 шаг: Проверка возможных изменений в соседних объектах.
5 шаг: Исследование преобразований в других отраслях.
6 шаг: Исследование преобразований в природе.
7 шаг: Возвращение к исходной задаче и расширение ее условий.
3. Синтетическая стадия:
1 шаг: Внесение изменений в форму объекта.
2 шаг: Внесение изменений в другие объекты, связанные с данным.
3 шаг: Внесение изменений в методы использования объекта.
4 шаг: Проверка применимости найденного принципа к решению других задач (перенос).
1 правило: понять “логику” развития объекта.
2 правило: пусть случится.
3 правило: чем хуже - тем лучше.
Задачи второго класса решаются интуитивно. На мой взгляд, этот принцип может иметь статус не только класса творческих задач, но и этапов творчества. Для Я.А.Пономарева предметом психологии творчества является психологический структурный уровень организации творческой деятельности. Критерием творческой деятельности Я.А.Пономарев считает потребность в новом знании, ход получения которого предполагает наличие интуитивного, неосознанного момента, вербализацию и формализацию полученного знания. Таким образом, структура творческой деятельности, по Я.А.Пономареву, - потребность в новом знании, интуитивный компонент, дискурсивный компонент (вербализация) и операторный компонент (формализация). Это значит также, что фазы творчества трансформируются в структурные уровни его организации. Что касается возможности изучения творческой деятельности, то Я.А.Пономарев считал, что непосредственному эксперименту ее нельзя подвергнуть. Для этого, по его мнению, необходимо моделировать условия творческой деятельности. Известный специалист в области психологии мышления О.К.Тихомиров выделяет в так называемом продуктивном мышлении рутинное и собственно творческое. "...Творческую деятельность, - пишет О.К.Тихомиров, - можно определить как единицу жизни, включающую порождение психических новообразований, реальная функция которых состоит в том, что они дают возможность человеку создавать новый предметный мир". В структуре творческой деятельности О.К.Тихомиров предлагает выделить пять классических этапов формирования умственных действий, которые описывают П.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина, с отличительными особенностями:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.