С.Л.Рубинштейн писал, что наиболее дискутируемой проблемой психологии творчества, в частности научного, является вопрос о том, в какой мере оно труд. Сам С.Л.Рубинштейн на этот вопрос отвечал однозначно: "творческая деятельность ученого - это творческий труд". В то же время он находит разницу между изобретательством и творчеством, считая первое лишь частным видом (техническим) творчества. "Творчество - более широкое понятие, чем изобретение. Творчеством является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.". Такой разницы не видел Т.Рибо, хотя писал о творческом воображении: "...созидающее воображение механика и художника по своей природе тождественны и отличаются друг от друга только своими целями, способами и условиями проявления". А.В.Брушлинский в ряде публикаций (1982, 1990, 1991) отстаивает мысль о том, что каждый человек, будучи уникальным, участвует в создании культуры человечества, что мышление любого индивида является хотя бы в минимальной степени творческим, что нет оснований делить мышление на репродуктивное и творческое, "...есть "просто" мышление как искание и открытие, созидание субъектом существенно нового". Не менее определенно высказывался в пользу такого положения В.Н.Пушкин: "...Психологическое содержание творчества, независимо от того, в какой сфере оно осуществляется, имеет единую структуру". К.Роджерс творческим называл процесс создания с помощью действия нового продукта, вырастающего из уникальности индивида и своеобразия материала, события, людей и обстоятельств жизни. Он считает неконструктивным в определении творческого акта проводить различие между «хорошим» и «плохим» творчеством, так как эти характеристики субъективны. Он считал несущественным признание или непризнание творческого акта некой группой лиц как ограничивающее круг явлений, относящихся к творчеству. Таким образом, К.Роджерс исходит из понимания творчества в широком смысле, охватывающим и создание теории относительности и игры детей. Основным мотивом творческой деятельности он считает стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. К внутренним условиям созидательного творчества он относит экстенсиональность – открытость опыту, отсутствие психологических защит; внутренний локус оценивания в противоположность ориентации на оценку других людей; способность к спонтанной игре-исследованию, в ходе которой происходит «жонглирование» элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение «безумных» гипотез. К внешним по отношению к субъекту условиям созидательного творчества относится психологическая безопасность, включающая: а) признание безусловной ценности индивида; б) отсутствие внешнего оценивания; в) понимание в сочетании с сопереживанием; г) психологическая свобода по типу свободной ответственности. Дочь К.Роджерса – Н.Роджерс употребляет термин "творческость".
Она цитирует Б.Эдвардса: "Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь чего-то нового для индивида". Н.Роджерс считает, что "...творчество - это часть всего нашего существа, нашего тела, нашего разума, эмоций и духа", а не только интеллектуальная деятельность. Известный специалист по проблемам художественного творчества Л.А.Дранков выделяет следующие его фазы:
1) собирание и обобщение жизненного материала;
2) кристаллизация идей и замыслов и моделирование внутреннего мира персонажей;
3) воплощение внешнего облика персонажей и внутреннее видение всего содержания художественного произведения;
4) перевоплощение (оживление образа).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.