Повышение технических характеристик электрической передачи переменного тока, страница 2

Недостатком асинхронного двигателя как электромеханического объекта является процесс передачи мощности, необходимой для создания магнитного потока, через статорную обмотку. За счет намагничивающего тока увеличивается ток статорной обмотки, повышая ее тепловую нагрузку /16/. В результате снижается кпд и коэффициент мощности электродвигателя. Так как расчетная мощность, определяющая размеры машины, обратно пропорциональна коэффициенту мощности, масса и размеры асинхронного двигателя снижаются не в той мере, в какой можно было бы ожидать. Удовлетворительная величина коэффициента мощности (0,8…0,85) может быть получена лишь при малом воздушном зазоре, а это, в свою очередь снижает эффективность охлаждения обмоток и предъявляет повышенные требования к точности изготовления и технологии ремонта двигателя.

Сопоставление технических характеристик тяговых электродвигателей зарубежных стран и отечественного производства показывают, что за счет повышения допустимой частоты вращения ротора в тех же габаритах ТАД могут быть выполнены с мощностью в 1,5…2 раза выше, чем коллекторные двигатели, при одновременном снижении массы на 30-50%  /10/ (табл. 1.1). При этом значительно снижается расход цветного металла, изоляции и электротехнической стали.

Таблица 1.1.

Сравнительные показатели коллекторных и асинхронных тяговых двигателей локомотивов

Тип двигателя

Страна

Изготовитель

Мощность кВт

Полная масса,

кг

Масса меди, кг

Масса, к единице мощности кг/кВт

Масса

изляцион-ных мате-риалов, кг

Коллекторный:

ТЛ-2К

НБ-418К6

Асинхронный:

ЭТА-1200

НБ-602

НБ-607

BQq4843

BAZ10577/6

M-4-1300

СССР

СССР

СССР

СССР

СССР

Швейцария

ФРГ

Италия

650

790

1200

1200

900

1400

1430

1300

4760

4350

3650

3900

4200

2380

2320

2800

505

586

375

381

-

-

-

-

7,23

5,52

3,04

3,25

4,67

1,7

1,6

1,6

39

32

14

13

-

-

-

-

Сравнительный анализ допустимых удельных нагрузок тяговых коллекторных и асинхронных двигателей для диапазона мощностей от 100 до 1500 кВт, выполненный фирмой ВВС (Швейцария), позволил выявить следующее /10/:

тангенциальная сила тяги, отнесенная к единице площади поверхности ротора, для ТАД в 1,5-2 раза больше, чем для коллекторных тяговых двигателей, и достигает 5 Н/см2;

мощность, отнесенная к единице площади поверхности ротора, для АТД в 2 раза больше и достигает 0,25-0,3 кВт/см2;

линейная скорость ротора ТАД может достигать 80-90 м/с, что значительно превышает допустимые значения линейной скорости для коллекторных машин;

при сохранении частоты вращения ротора ТАД на уровне частоты вращения якоря коллекторного двигателя в тех же габаритах ТАД может реализовать момент на 50% больше;

по удельной мощности ТАД в 2-2,5 раза превосходит коллекторные тяговые двигатели, а его кпд при рациональном алгоритме управления выше кпд двигателей постоянного тока.

Частотное управление ТАД с использованием тиристорных преобразователей дает возможность создать асинхронные тяговые приводы с высокими регулировочными свойствами. При частотном управлении для обеспечения регулировочных свойств двигателя одновременно с изменением частоты питающего напряжения f1 необходимо изменять и амплитуду напряжения на зажимах двигателя U1.

Различают системы частотного управления асинхронными двигателями /17/:

разомкнутые системы управления параметрами напряжения первичной цепи по алгоритму, определяемому нагрузкой двигателя;

замкнутые системы регулирования параметров напряжения первичной цепи по заданному алгоритму в зависимости от частоты вращения ротора и величины нагрузки двигателя;

поисковые системы экстремального регулирования, обеспечивающие максимальное значение кпд h (минимум полных потерь) или максимальное значение величины (h . cosf) во всем диапазоне изменения скорости и нагрузки двигателя, где cosf - коэффициент мощности электродвигателя.

Академиком М.П. Костенко сформулирован закон управления для разомкнутых систем управления ТАД:

                                           (1.1)

где - электромагнитный момент, амплитуда и частота напряжения цепи обмотки статора на номинальном режиме;

- текущие значения электромагнитного момента, амплитуды и частоты напряжения цепи обмотки статора.

В случае идеального двигателя (активное r1 и реактивное сопротивление x1 первичной цепи равны нулю) с ненасыщенной магнитной системой двигателя управление ТАД по алгоритму (1.1) обеспечивает работу двигателя во всем диапазоне изменения нагрузки с постоянной перегрузочной способностью и минимальные потери /17/.

Для реального двигателя ( r1>0 и  x1 >0 ) вектор фазного напряжения определяется из уравнения электрического состояния цепи статора:

,

где - эдс фазы статора;

 - постоянный коэффициент;

 - относительная частота питающего напряжения;

- комплексная амплитуда основного потока;

 - реактивное сопротивление обмотки статора;

- реактивное сопротивление обмотки статора при номинальной частоте напряжения.

Регулирование напряжение при постоянной нагрузке ( M=const или Р1=const, где Р1 – активная составляющая электрической мощности на входе в двигатель ) в соответствии с (1.1) сопровождается изменением потока вследствие изменения падений напряжения на активном и индуктивном сопротивлениях обмотки статора, т.к. из (1.1) основной поток машины определится отношением амплитуды фазного тока  и фазного напряжения к его частоте:

.

При увеличении значения  f1 уменьшение потока приводит к снижению электромагнитного момента и недоиспользование мощности двигателя; при  уменьшении частоты fпоток будет возрастать, что приведет к насыщению магнитной системы, росту намагничивающего тока, уменьшению коэффициента мощности и кпд двигателя, кроме того при низких частотах на значение потока особенно сильно сказывается влияние активного сопротивления r1.