Подвижные игры для адаптивной физической культуры

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Подвижные  игры  для  адаптивной  физической  культуры

1.1.  Лечебное воздействие подвижных игр на детей с различными

           заболеваниями  организма                                                                                           Стр.1

1.2.  Классификация и показания к использованию подвижных

игр по величине психофизической нагрузки (I, IIIII, IV  группы)                      Стр.2-4

1.3.  Общие методические  указания к проведению  подвижных игр                             Стр.4-6

1.4.  Методические ошибки  при проведении подвижных игр                                         Стр.6-7

1.1.  Лечебное воздействие подвижных игр на детей

с различными заболеваниями организма                                               

    Подвижные игры  -  наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное  становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются  естественные движения большей частью  в развлекательной ненавязчивой форме. 

Игра  -  естественный  спутник жизни  ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной  потребности его в жизнерадостных движениях.

    Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, - одно из проявлений воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

    Положительные эмоции, творчество  -  важнейшие факторы оздоровления.

    Двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и  висцеральных органов, между мышечной и эмоциональной  сферой ребенка. Благодаря указанным связям через подвижные игры  достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. Высока роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.

    Важнейший результат игры  -  это радость и эмоциональный  подъем.

Подвижные игры, особенно с элементами соревнования  (допустимы для детей в состоянии стойкой  ремиссии заболевания)  адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.

    Целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.

    Как в советской, так и в зарубежной медицинской литературе отмечается положительное лечебное воздействие подвижных игр на детей с нарушениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата;  больных ревматизмом;  при некоторых нарушениях ритма сердечной деятельности; больных бронхиальной астмой; при туберкулезе легких; при психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, задержка и отсталость умственного развития); при костном туберкулезе;  при инфекционном полиартрите;  при ослаблении организма детей в связи с хронизацией заболеваний (респираторные аллергозы, сердечно-сосудистые заболевания).

    Чем ребенок здоровее, чем выше уровень его психической и физической  подготовленности, его возможности, тем больший объем эмоциональной и физической нагрузки в играх ему можно давать (игры III и IV групп): эстафеты, командные игры.

   Чем ребенок слабее, чем ниже  уровень его психофизических возможностей, тем подход к нему должен быть более индивидуальным, щадящим, со страховкой (I  и  II групп).

1.2.  Классификация и показания к использованию подвижных игр

по  величине психофизической нагрузки (I, II, III, IV группы)

      Учитывая положительный опыт применения подвижных игр многими зарубежными и отечественными учеными и практиками-педагогами с больными и ослабленными детьми от одного до 14 лет, можно сказать, что подвижные игры группируются с учетом состояния  здоровья детей, степени активности болезненного     процесса продолжительность ремиссии заболевания),  возраста детей, их физической подготовленности, психического   развития, индивидуальных особенностей личности ребенка, показателей  функциональных  проб сердечно-сосудистой системы.

    Для облегчения выбора игр, дозировки  и наиболее оптимальной индивидуализации их подбора рекомендуется разделить все игры на четыре группы с учетом  примерной психофизической нагрузки в них: I группа – игры с незначительной нагрузкой, II – с умеренной нагрузкой; III -  c  тонизирующей нагрузкой и  IV -  с тренирующей нагрузкой.

Нагрузка в играх должна соответствовать двигательному режиму, который назначают ребенку с учетом степени активности, тяжести болезненного процесса и показателей функциональных проб с дозированной физической нагрузкой.

    Величина физической нагрузки в функциональных пробах дифференцируется в следующем порядке:

    Для детей на режиме с незначительной нагрузкой – 10 перемен  положения тела (лежа-сидя на кушетке) за 20 секунд.

    Для детей на режиме с умеренной нагрузкой – 10 приседаний. 

    Для детей на режиме с тонизирующей нагрузкой – 15 приседаний.

    Для детей на режиме с тонизирующей нагрузкой -  20 приседаний за 30 секунд.

    У школьников и старших дошкольников реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем в ответ на дозированную физическую нагрузку считается благоприятной, если: пульс увеличивается на 20-25 ударов в минуту, максимальное артериальное давление – на 14 – 18  мм рт. ст.,  минимальное артериальное давление остается без изменения или снижается незначительно, частота дыхания увеличивается на 2-4 в минуту.

    При проведении функциональных проб дети младшего дошкольного

Похожие материалы

Информация о работе