Подвижные игры для адаптивной физической культуры
1.1. Лечебное воздействие подвижных игр на детей с различными
заболеваниями организма Стр.1
1.2. Классификация и показания к использованию подвижных
игр по величине психофизической нагрузки (I, II, III, IV группы) Стр.2-4
1.3. Общие методические указания к проведению подвижных игр Стр.4-6
1.4. Методические ошибки при проведении подвижных игр Стр.6-7
1.1. Лечебное воздействие подвижных игр на детей
с различными заболеваниями организма
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, - одно из проявлений воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления.
Двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной и эмоциональной сферой ребенка. Благодаря указанным связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. Высока роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.
Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем.
Подвижные игры, особенно с элементами соревнования (допустимы для детей в состоянии стойкой ремиссии заболевания) адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.
Целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.
Как в советской, так и в зарубежной медицинской литературе отмечается положительное лечебное воздействие подвижных игр на детей с нарушениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата; больных ревматизмом; при некоторых нарушениях ритма сердечной деятельности; больных бронхиальной астмой; при туберкулезе легких; при психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, задержка и отсталость умственного развития); при костном туберкулезе; при инфекционном полиартрите; при ослаблении организма детей в связи с хронизацией заболеваний (респираторные аллергозы, сердечно-сосудистые заболевания).
Чем ребенок здоровее, чем выше уровень его психической и физической подготовленности, его возможности, тем больший объем эмоциональной и физической нагрузки в играх ему можно давать (игры III и IV групп): эстафеты, командные игры.
Чем ребенок слабее, чем ниже уровень его психофизических возможностей, тем подход к нему должен быть более индивидуальным, щадящим, со страховкой (I и II групп).
1.2. Классификация и показания к использованию подвижных игр
по величине психофизической нагрузки (I, II, III, IV группы)
Учитывая положительный опыт применения подвижных игр многими зарубежными и отечественными учеными и практиками-педагогами с больными и ослабленными детьми от одного до 14 лет, можно сказать, что подвижные игры группируются с учетом состояния здоровья детей, степени активности болезненного процесса продолжительность ремиссии заболевания), возраста детей, их физической подготовленности, психического развития, индивидуальных особенностей личности ребенка, показателей функциональных проб сердечно-сосудистой системы.
Для облегчения выбора игр, дозировки и наиболее оптимальной индивидуализации их подбора рекомендуется разделить все игры на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки в них: I группа – игры с незначительной нагрузкой, II – с умеренной нагрузкой; III - c тонизирующей нагрузкой и IV - с тренирующей нагрузкой.
Нагрузка в играх должна соответствовать двигательному режиму, который назначают ребенку с учетом степени активности, тяжести болезненного процесса и показателей функциональных проб с дозированной физической нагрузкой.
Величина физической нагрузки в функциональных пробах дифференцируется в следующем порядке:
Для детей на режиме с незначительной нагрузкой – 10 перемен положения тела (лежа-сидя на кушетке) за 20 секунд.
Для детей на режиме с умеренной нагрузкой – 10 приседаний.
Для детей на режиме с тонизирующей нагрузкой – 15 приседаний.
Для детей на режиме с тонизирующей нагрузкой - 20 приседаний за 30 секунд.
У школьников и старших дошкольников реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем в ответ на дозированную физическую нагрузку считается благоприятной, если: пульс увеличивается на 20-25 ударов в минуту, максимальное артериальное давление – на 14 – 18 мм рт. ст., минимальное артериальное давление остается без изменения или снижается незначительно, частота дыхания увеличивается на 2-4 в минуту.
При проведении функциональных проб дети младшего дошкольного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.