Причины социально-психологического характера: стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.
Клинические проявления СДВГ, их характеристика.
У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели снижаются; у других – максимальная концентрация наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих – наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Коррекция данных нарушений.
Тема 14. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при ЗПР. Условия нормального развития личности.
Особенности темперамента как психофизиологичеаской основы личности у детей с ЗПР. Характеристика легкого, промежуточного, трудного типов темперамента у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Понятие коммуникативная компетентность личности. Когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты, их характеристика.
Особенности восприятия и понимания эмоций человека.
Особенности коммуникации. Способы разрешения конфликтных ситуаций детьми с ЗПР: агрессия, бегство, регрессия, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации.
Формирование мотивационно-потребностной сферы у детей с ЗПР (по материалам исследований Н.А.Менчинской, Н.Л.Белопольской и др.).
Особенности формирования образа Я при ЗПР.
Раздел 4. Психология детей с нарушениями слуха (сурдопсихология)
Тема 19. Предмет и задачи сурдопсихологии
Предмет и задачи сурдопсихологии.
Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей (классификация Р.М.Боскис).
Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.
Особенности формирования внимания.
Зрительные восприятия как основа формирования представлений об окружающем мире. Кинестетические ощущения и восприятие. Кожная чувствительность детей с нарушениями слуха. Особенности развития осязаний.
Особенности формирования речи. Условия формирования словесной речи у глухих детей (Ж.И.Шиф).
Особенности формирования разных видов памяти.
Мышление и речь. Условия развития словесно-логического мышления.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у данной категории детей.
Раздел 5. Психология детей с нарушениями зрения (тифлопсихология)
Тема 22. Предмет и задачи тифлопсихологии
Предмет и задачи тифлопсихологии,
Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей.
Особенности развития познавательной сферы. Особенности формирования произвольного внимания.
Ощущение и восприятие (формирование чувственных образцов внешнего мира при нарушениях зрения).
Особенности формирования разных видов памяти. Преобладание осязательной памяти.
Особенности формирования мышления и речи.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
Особенности деятельности. Формирование мотивационного компонента деятельности.
Раздел 6. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)
Тема 25. Предмет и задачи логопсихологии
Предмет и задачи логопсихологии.
Причины первичных речевых нарушений. Классификация речевых нарушений.
Лингвистическая характеристика речи. Клиническая характеристика речи.
Педагогическая характеристика детей с недостатками речи. Причины возникновения речевых нарушений.
Особенности развития познавательной сферы. Особенности формирования ощущений и восприятий. Развитие внимания, его характеристики: неустойчивость, низкий уровень показателей, трудности в планировании произвольных действий.
Формирование памяти. Особенности формирования мнестических функций.
Развитие мышления и воображения. Речь и общение.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
Особенности деятельности.
Раздел 7. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Тема 28. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Предмет и задачи психологии детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Структура нарушений, формы ДЦП.
Причины ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП.
Формы ДЦП, их характеристика.
Тема 29. Особенности развития познавательной и личностной сферы у детей с ДЦП
Особенности развития познавательной сферы при ДЦП, их особенности: нарушение активного произвольного внимания, повышенная истощаемость, повышенная инертность и замедленность.
Особенности развития внимания. Восприятие, своеобразие его формирования при ДЦП.
Психологические закономерности формирования память, мышления, речи, воображения.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при ДЦП. Формы проявления пассивного протеста. Эмоционально-волевые нарушения. Их характеристика. Психологические особенности осознания детьми с ДЦП своего дефекта (по исследованию Э.С.Калижнюк).
Особенности деятельности, своеобразие развития видов деятельности у детей с ДЦП.
Раздел 8. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма
Тема 32. Предмет и задачи психологии детей с РДА
Предмет и задачи психологии детей с РДА. Яркие внешние проявление синдрома РДА: аутизм, стереотипность в поведении, характерная задержка в речевом развитии, его коммуникативной функции; раннее проявление расстройств.
Исторический экскурс.
Причины и механизмы возникновения РДА. Формы проявления РДА: полная отрешенность от происходящего; активное отвержение; захваченность аутистическими интересами; трудность в организации общения и взаимодействия с другими людьми. Характеристика каждой формы.
Психологическая сущность РДА. Классификация состояний по степени тяжести.
Тема 33. Особенности развития познавательной и личностной сферы детей с РДА
Особенности развития внимания. Психическая пресыщаемость, как показатель развития внимания детей с РДА. Своеобразие реагирования на раздражители данной категории детей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.