Учебно-методический комплекс по дисциплине "Основы специальной психологии" (Содержание курса. Тематика курсовых (контрольных работ), рефератов и методические указания по их выполнению)

Страницы работы

65 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Причины социально-психологического характера: стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.

Клинические проявления СДВГ, их характеристика.

У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели снижаются; у других – максимальная концентрация наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих – наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

Коррекция данных нарушений.

Тема 14. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при ЗПР. Условия нормального развития личности.

Особенности темперамента как психофизиологичеаской основы личности у детей с ЗПР. Характеристика легкого, промежуточного, трудного типов темперамента у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Понятие коммуникативная компетентность личности. Когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты, их характеристика.

Особенности восприятия и понимания эмоций человека.

Особенности коммуникации. Способы разрешения конфликтных ситуаций детьми с ЗПР: агрессия, бегство, регрессия, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации.

Формирование мотивационно-потребностной сферы у детей с ЗПР (по материалам исследований Н.А.Менчинской, Н.Л.Белопольской и др.).

Особенности формирования образа Я при ЗПР.

Раздел 4. Психология детей с нарушениями слуха (сурдопсихология)

Тема 19. Предмет и задачи сурдопсихологии

Предмет и задачи сурдопсихологии.

Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей (классификация Р.М.Боскис).

Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.

Особенности формирования внимания.

Зрительные восприятия как основа формирования представлений об окружающем мире. Кинестетические ощущения и восприятие. Кожная чувствительность детей с нарушениями слуха. Особенности развития осязаний.

Особенности формирования речи. Условия формирования словесной речи у глухих детей (Ж.И.Шиф).

Особенности формирования разных видов памяти.

Мышление и речь. Условия развития словесно-логического мышления.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у данной категории детей.

Раздел 5. Психология детей с нарушениями зрения (тифлопсихология)

Тема 22. Предмет и задачи тифлопсихологии

Предмет и задачи тифлопсихологии,

Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей.

Особенности развития познавательной сферы. Особенности формирования произвольного внимания.

Ощущение и восприятие (формирование чувственных образцов внешнего мира при нарушениях зрения).

Особенности формирования разных видов памяти. Преобладание осязательной памяти.

Особенности формирования мышления и речи.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

Особенности деятельности. Формирование мотивационного компонента деятельности.

Раздел 6. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

Тема 25. Предмет и задачи логопсихологии

Предмет и задачи логопсихологии.

Причины первичных речевых нарушений. Классификация речевых нарушений.

Лингвистическая характеристика речи. Клиническая характеристика речи.

Педагогическая характеристика детей с недостатками речи. Причины возникновения речевых нарушений.

Особенности развития познавательной сферы. Особенности формирования ощущений и восприятий. Развитие внимания, его характеристики: неустойчивость, низкий уровень показателей, трудности в планировании произвольных действий.

Формирование памяти. Особенности формирования мнестических функций.

Развитие мышления и воображения. Речь и общение.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

Особенности деятельности.

Раздел 7. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Тема 28. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Предмет и задачи психологии детей с ДЦП.

Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. Структура нарушений, формы ДЦП.

Причины ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП.

Формы ДЦП, их характеристика.

Тема 29. Особенности развития познавательной и личностной сферы у детей с ДЦП

Особенности развития познавательной сферы при ДЦП, их особенности: нарушение активного произвольного внимания, повышенная истощаемость, повышенная инертность и замедленность.

Особенности развития внимания. Восприятие, своеобразие его формирования при ДЦП.

Психологические закономерности формирования память, мышления, речи, воображения.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при ДЦП. Формы проявления пассивного протеста. Эмоционально-волевые нарушения. Их характеристика. Психологические особенности осознания детьми с ДЦП своего дефекта (по исследованию Э.С.Калижнюк).

Особенности деятельности, своеобразие развития видов деятельности у детей с ДЦП.

Раздел 8. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма

Тема 32. Предмет и задачи психологии детей с РДА

Предмет и задачи психологии детей с РДА. Яркие внешние проявление синдрома РДА: аутизм, стереотипность в поведении, характерная задержка в речевом развитии, его коммуникативной функции; раннее проявление расстройств.

Исторический экскурс.

Причины и механизмы возникновения РДА. Формы проявления РДА: полная отрешенность от происходящего; активное отвержение; захваченность аутистическими интересами; трудность в организации общения и взаимодействия с другими людьми. Характеристика каждой формы.

Психологическая сущность РДА. Классификация состояний по степени тяжести.

Тема 33. Особенности развития познавательной и личностной сферы детей с РДА

Особенности развития внимания. Психическая пресыщаемость, как показатель развития внимания детей с РДА. Своеобразие реагирования на раздражители данной категории детей

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
672 Kb
Скачали:
0