Раздел 3. Психическое развитие при дезонтогениях дефицитарного типа.
Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)
Тема: Предмет и задачи сурдопсихологии.
План:
1. Предмет сурдопсихология.
2. Причины нарушений слуха.
3. Психологопедагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
4. Особенности психического развития детей с нарушенным слухом.
1 вопрос. Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.
Задачи сурдопсихологии:
1) выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические;
2) Изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;
3) Изучить закономерности развития их личности;
4) Разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;
5) Дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.
2 вопрос. Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями у детей. Это менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха. Врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва, химические отравления, родовые травмы (деформация головы ребенка щипцами).
Механические травмы – ушибы, удары, воздействие сверхсильных звуков.
Наследственные факторы. Заболевания родителей такие как алкоголизм, кессонная болезнь.
3 вопрос. Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи. В соответствии с этим выделяют следующие группы детей.
1. Глухие (неслышащие). К ним относятся дети со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
Среди них выделяют:
Ранооглохших. Это дети с нарушенным слухом или рано потерявшие слух (до начала речевого развития или на ранних его этапах). Они сохраняют остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные звуки.
Познооглохших. Они сохранили в той или иной степени речь, потеряли слух когда речь была сформирована. Главная задача – закрепить уже имеющие речевые навыки, предохранить речь от распада, обучить чтению с губ.
2. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения:
при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 метров от уха, разговорная – 6 – 8 метров;
при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 – 3 метра, разговорная – 4 – 6 метров;
при значительной степени тугоухости шепотная речь – не далее 1 метра, разговорная средней громкости – 2 – 4 метра;
при тяжелой степени тугоухости – шепот воспринимается на расстоянии 0,5 метра, разговорная – не более 2 метров.
4 вопрос. Психическое развитие проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Это - особый вид дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а так же к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушением слухового аппарата опосредованно, что тормозит развитие психики в целом.
Психическое развитие таких детей подчиняется закономерностям присущим нормальным детям, а так же у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномалий:
У них наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. У этих детей снижение некоторых показателей характерно только
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.