Предмет и задачи сурдопсихологии. Психологопедагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Раздел 3. Психическое развитие при дезонтогениях дефицитарного типа.

Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)

Тема: Предмет и задачи сурдопсихологии.

План:

1.  Предмет сурдопсихология.

2.  Причины нарушений слуха.

3.  Психологопедагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.

4.  Особенности психического развития детей с нарушенным слухом.

1 вопрос. Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.

Задачи сурдопсихологии:

1)  выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные также и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические;

2)  Изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом;

3)  Изучить закономерности развития их личности;

4)  Разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха;

5)  Дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество.

2 вопрос. Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями у детей. Это менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха. Врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва, химические отравления, родовые травмы (деформация головы ребенка щипцами).

Механические травмы – ушибы, удары, воздействие сверхсильных звуков.

Наследственные факторы. Заболевания родителей такие как алкоголизм, кессонная болезнь.

3 вопрос. Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи. В соответствии с этим выделяют следующие группы детей.

1. Глухие (неслышащие). К ним относятся дети со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Среди них выделяют:

Ранооглохших. Это дети с нарушенным слухом или рано потерявшие слух (до начала речевого развития или на ранних его этапах). Они сохраняют остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные звуки.

Познооглохших. Они сохранили в той или иной степени речь, потеряли слух когда речь была сформирована. Главная задача – закрепить уже имеющие речевые навыки, предохранить речь от распада, обучить чтению с губ.

2. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения:

при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 – 6 метров от уха, разговорная – 6 – 8 метров;

при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1 – 3 метра, разговорная – 4 – 6 метров;

при значительной степени тугоухости шепотная речь – не далее 1 метра, разговорная средней громкости – 2 – 4 метра;

при тяжелой степени тугоухости – шепот воспринимается на расстоянии 0,5 метра, разговорная – не более 2 метров.

4 вопрос. Психическое развитие проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

Это -  особый вид дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а так же к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушением слухового аппарата опосредованно, что тормозит развитие психики в целом.

Психическое развитие таких детей подчиняется закономерностям присущим нормальным детям, а так же у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномалий:

У них наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. У этих детей снижение некоторых показателей характерно только

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0