ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
Тема 2.2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабо выраженными отклонениями в развитии
Основные понятия:
- задержка психического развития (ЗПР).
Основные знания:
- предмет и задачи психологии детей со слабо выраженными отклонениями в развитии;
- исторический экскурс;
- причины и механизмы возникновения нарушений, их классификация.
Психология детей с ЗПР как одно из направлений специальной психологии.
Задачи данного направления.
Исторический экскурс.
Причины и механизмы слабовыраженных отклонений (классификация М.С.Певзнер): неблагоприятное течение беременности, патология родов, социальные факторы, их характеристика.
Классификация ЗПР, предложенная К.С.Лебединским: конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения. Их характеристика.
Тема 2.2.2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
Основные понятия:
- познавательная сфера,
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Основные знания:
- формирование внимания, ощущений и восприятий, памяти, мышления, речи, чтения и письма.
Особенности внимания у детей с ЗПР (классификация Л.И.Переслени, Г.И.Жаренкова и др.).
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, его характеристика.
Особенности формирования восприятия (концепция Л.Я.Венгер). Нарушение мотивационно-целевого компонента восприятий, его пассивность.
Особенности формирования пространственного восприятия.
Особенности развития непроизвольной памяти. Характеристика произвольной памяти. Особенности формирования механической памяти.
Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР: отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, недостаточный уровень развития обобщений особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Особенности формирования речевой деятельности у детей с ЗПР, ее импрессивной и экспрессивной сторон. Наличие неологизмов, лексическая сторона речи.
Группы речевых нарушений, их характеристика.
Особенности формирования чтения и письма при ЗПР.
Тема 2.2.3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР
Основные понятия:
- темперамент,
- коммуникативная компетентность личности,
- эмпатия,
- образ Я.
Основные знания:
- особенности темперамента у детей с ЗПР;
- составляющие коммуникативной компетентности личности детей с ЗПР;
- особенности восприятия и понимания эмоций человека;
- особенности коммуникации;
- мотивационно-потребностная сфера;
- особенности образа Я при ЗПР.
Основные умения:
- проводить психологическую диагностику и коррекцию при дизонтогении по типу ретардации.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при ЗПР. Условия нормального развития личности.
Особенности темперамента как психофизиологичеаской основы личности у детей с ЗПР. Характеристика легкого, промежуточного, трудного типов темперамента у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Понятие коммуникативная компетентность личности. Когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты, их характеристика.
Особенности восприятия и понимания эмоций человека.
Особенности коммуникации. Способы разрешения конфликтных ситуаций детьми с ЗПР: агрессия, бегство, регрессия, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации.
Формирование мотивационно-потребностной сферы у детей с ЗПР (по материалам исследований Н.А.Менчинской, Н.Л.Белопольской и др.).
Особенности формирования образа Я при ЗПР.
Практическая работа
«Психологическая диагностика и коррекция при
дизонтогениях по типу ретардации»
Тема 2.2.4. Особенности деятельности детей с ЗПР
Основные понятия:
- мотивационный компонент,
- регуляционный компонент,
- ориентировочно-операциональный компонент.
Основные знания:
- общая характеристика деятельности,
- особенности смены форм общения и ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте, особенности формирования учебной деятельности.
Основные умения:
- разбираться в психологии детей с ЗПР,
- применять полученные знания на практике.
Психологическая характеристика деятельности детей, имеющих слабо выраженные отклонения в психическом развитии.
Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в дошкольном возрасте (по результатам исследования Е.Е.Дмитреева, Чернышева).
Особенности формирования учебной деятельности. Формирование мотивационного компонента, регуляционнго, ориентировочно-операционального.
Характеристика детей третьего уровня.
Саморегуляция деятельности. Уровни саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Способность к волевой регуляции.
Семинарское занятие
«Психология детей с ЗПР»
Самостоятельная работа студента
«Основы специальной психологии» под ред. Л.В.Кузнецовой
РАЗДЕЛ III.РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (СУРДОПСИХОЛОГИЯ)
Тема 3.1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии
Основные понятия:
- сурдопсихология,
- ранооглохшие,
- позднооглохшие,
- слабослышащие,
- тугоухие.
Основные знания:
- о предмете сурдопсизология, его задачах;
- причины нарушения слуха, классификация нарушений слуха;
- жестовая речь, дактильная речь.
Основные умения:
- выделять психологические особенности детей с нарушениями слуха;
- проводить диагностическое обследование детей с нарушением слуха и осуществлять коррекцию.
Предмет и задачи сурдопсихологии.
Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей (классификация Р.М.Боскис).
Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.
Особенности формирования внимания.
Зрительные восприятия как основа формирования представлений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.