Осознать взаимосвязь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии и дефектологии.
Результатом самостоятельного изучения данного курса должны стать:
- знания студентами особенностей отклоняющегося развития;
- знание о сложной структуре отклоняющегося развития и о компенсаторных возможностях организма;
- знание о профилактике психических нарушений;
- общие основы психологии детей с отклонениями в развитии, основы олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи.
Тематический план
| 
   № п/п  | 
  
   Наименование разделов и тем  | 
  
   Количество аудиторных часов  | 
 ||
| 
   всего  | 
  
   лекций  | 
  
   Лабораторно-практических  | 
 ||
| 
   1.1.  | 
  
   Раздел 1. Общие вопросы специальной психологии  | 
  
   6  | 
  
   2  | 
  
   4  | 
 
| 
   1.2.  | 
  
   Специальная психология как отрасль науки и практики.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
 
| 
   1.3.  | 
  
   Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии, факторы его определяющие.  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
  
   2  | 
 
| 
   1.3.  | 
  
   Виды отклоняющегося развития.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
 |
| 
   Раздел II. Психическое развитие при дизонтогении по типу ретардации.  | 
  
   4  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
 |
| 
   2.1.  | 
  
   Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
 
| 
   2.2.  | 
  
   Предмет и задачи психологии детей со слабо выраженными отклонениями в развитии.  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
  
   2  | 
 
| 
   Раздел III. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа  | 
  
   6  | 
  
   2  | 
  
   4  | 
 |
| 
   3.1.  | 
  
   Психология лиц с нарушениями слуха, зрения, речи  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
 
| 
   3.2.  | 
  
   Классная контрольная работа  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
  
   2  | 
 
| 
   3.3.  | 
  
   Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
  
   2  | 
 
| 
   Раздел IV. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения.  | 
  
   4  | 
  
   4  | 
  ||
| 
   4.1.  | 
  
   Психология детей с синдромом раннего детского аутизма.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
 
| 
   4.2.  | 
  
   Психология детей с дисгармоническим складом личности.  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   -  | 
 
| 
   ИТОГО:  | 
  
   20  | 
  
   14  | 
  
   6  | 
 |
Тематика контрольных работ
План:
1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.
2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
3. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
4. Общие закономерности отклоняющегося развития.
Методические указания:
Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для социальных педагогов.
В.В.Лебединский, Г.Е.Сухарева, Л.Каннер, В.В.Ковалев выделяют шесть типов дизонтогенеза (характер нарушений развития): недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.
Тема 2.«Психология умственно отсталого ребенка»
План:
1. Причины умственной отсталости, ее классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы:
а) внимание, б) ощущение и восприятие, в) память, г) речь, мышление.
Тема 3. «Психология умственно отсталого ребенка»
План:
1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
2. Особенности формирования самооценки и уровня притязаний.
3. Особенности деятельности.
Тема 4. «Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»
План:
1. Причины ЗПР, их классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР:
а) внимание, б) ощущение и восприятие, в) память, г) речь, мышление, д) формирование чтения и письма при ЗПР.
Тема 5. «Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»
План:
1. Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР.
2. Особенности восприятия и понимания эмоций человека.
3. Особенности коммуникации.
4. Мотивационно-потребностная сфера у детей с ЗПР.
Тема 6. «Особенности деятельности у детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»
План:
1.Психологические основы деятельности.
2. Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в дошкольном возрасте.
3. Учебная деятельность.
4. Саморегуляция деятельности.
5. Способность к волевой регуляции.
Тема 7. «Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте»
План:
1. Особенности внимания.
2. Восприятие.
3. Память.
4. Мышление.
5. Особенности речевого развития.
6. Особенности эмоционально волевой сферы и личности.
Тема 8. «Психология лиц с нарушениями слуха»
План:
1. Причины нарушений слуха, их классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха:
а) внимание;
б) ощущение и восприятие;
в) кожная чувствительность детей с нарушением слуха;
г) осязание.
Тема 9. «Психология лиц с нарушениями слуха»
План:
1. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха:
а) речь, условия ее развития;
б) особенности развития памяти;
в) мышление
2. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
3. Особенности деятельности.
Тема 10. «Психология лиц с нарушением зрения»
План:
1. Причины нарушений зрения, их классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения:
а) внимание;
б) ощущение и восприятие;
в) память;
г) мышление;
д) речь и общение
План:
1. Причины первичных речевых нарушений, их классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями речи:
а) внимание;
б) ощущение и восприятие;
в) память;
г) мышление и воображение;
д) речь и общение
Тема 12. «Психология детей с синдромом раннего детского аутизма»
План:
1. Причины и механизмы возникновения РДА.
2. Особенности развития познавательной сферы:
а) внимание, б) ощущение и восприятие;
г) память и воображение;
д) речь;
е) мышление.
Тема 13. «Психология детей с синдромом раннего детского аутизма»
План:
1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
2. Особенности деятельности:
а) игра детей с РДА;
б) учебная деятельность.
3. Психологическая диагностика и коррекция при РДА.
Тема 14. «Психология детей с дисгармоническим складом личности»
План:
1. Причины дисгармонического развития.
2. Типология патологических характеров.
3. Диагностика и коррекция дисгармонического развития.
Тема 15. «Психология детей со сложными нарушениями развития»
План:
1. Причины сложных нарушений развития.
2. Особенности развития познавательной сферы.
3. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы.
4. Особенности деятельности.
Глоссарий
| 
   № п/п  | 
  
   Новые понятия  | 
  
   Содержание  | 
 
| 
   1.  | 
  
   Алалия  | 
  
   Нарушение речи у детей при сохранном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: а) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается произносительная сторона; б) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона.  | 
 
| 
   2.  | 
  
   Агнозия  | 
  
   Нарушение различных типов восприятия, возникающее при поражении коры  | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.