Основы специальной психологии: Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по изучению одноименного предмета

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Осознать взаимосвязь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии и дефектологии.

Результатом самостоятельного изучения данного курса должны стать:

-  знания студентами особенностей отклоняющегося развития;

-  знание о сложной структуре отклоняющегося развития и о компенсаторных возможностях организма;

-  знание о профилактике психических нарушений;

-  общие основы психологии детей с отклонениями в развитии, основы олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи.


Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

всего

лекций

Лабораторно-практических

1.1.

Раздел 1. Общие вопросы специальной психологии

6

2

4

1.2.

Специальная психология как отрасль науки и практики.

2

2

-

1.3.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии, факторы его определяющие.

2

-

2

1.3.

Виды отклоняющегося развития.

2

2

Раздел II. Психическое развитие при дизонтогении по типу ретардации.

4

2

2

2.1.

Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей

2

2

-

2.2.

Предмет и задачи психологии детей со слабо выраженными отклонениями в развитии.

2

-

2

Раздел III. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа

6

2

4

3.1.

Психология лиц с нарушениями слуха, зрения, речи

2

2

-

3.2.

Классная контрольная работа

2

-

2

3.3.

Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

2

-

2

Раздел IV. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения.

4

4

4.1.

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма.

2

2

-

4.2.

Психология детей с дисгармоническим складом личности.

2

2

-

ИТОГО:

20

14

6


Тематика контрольных работ

Тема 1. «Общие вопросы специальной психологии»

План:

1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.

2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

3. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).

4. Общие закономерности отклоняющегося развития.

Методические указания:

Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для социальных педагогов.

В.В.Лебединский, Г.Е.Сухарева, Л.Каннер, В.В.Ковалев выделяют шесть типов дизонтогенеза (характер нарушений развития): недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.

Тема 2.«Психология умственно отсталого ребенка»

План:

1. Причины умственной отсталости, ее классификация.

2. Особенности развития познавательной сферы:

а) внимание, б) ощущение и восприятие, в) память, г) речь, мышление.

Тема 3. «Психология умственно отсталого ребенка»

План:

1.  Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

2.  Особенности формирования самооценки и уровня притязаний.

3.  Особенности деятельности.

Тема 4. «Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»

План:

1. Причины ЗПР, их классификация.

2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР:

а) внимание, б) ощущение и восприятие, в) память, г) речь, мышление, д) формирование чтения и письма при ЗПР.

Тема 5. «Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»

План:

1. Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР.

2. Особенности восприятия и понимания эмоций человека.

3. Особенности коммуникации.

4. Мотивационно-потребностная сфера у детей с ЗПР.

Тема 6. «Особенности деятельности у детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»

План:

1.Психологические основы деятельности.

2. Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в дошкольном возрасте.

3. Учебная деятельность.

4. Саморегуляция деятельности.

5. Способность к волевой регуляции.

Тема 7. «Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте»

План:

1. Особенности внимания.

2. Восприятие.

3. Память.

4. Мышление.

5. Особенности речевого развития.

6. Особенности эмоционально волевой сферы и личности.

Тема 8. «Психология лиц с нарушениями слуха»

План:

1. Причины нарушений слуха, их классификация.

2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха:

а) внимание;

б) ощущение и восприятие;

в) кожная чувствительность детей с нарушением слуха;

г) осязание.

Тема 9. «Психология лиц с нарушениями слуха»

План:

1.  Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха:

а) речь, условия ее развития;

б) особенности развития памяти;

в) мышление

2.  Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

3.  Особенности деятельности.

Тема 10. «Психология лиц с нарушением зрения»

План:

1. Причины нарушений зрения, их классификация.

2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения:

а) внимание;

б) ощущение и восприятие;

в) память;

г) мышление;

д) речь и общение

Тема 11. «Психология детей с нарушениями речи»

План:

1. Причины первичных речевых нарушений, их классификация.

2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями речи:

а) внимание;

б) ощущение и восприятие;

в) память;

г) мышление и воображение;

д) речь и общение

Тема 12. «Психология детей с синдромом раннего детского аутизма»

План:

1. Причины и механизмы возникновения РДА.

2. Особенности развития познавательной сферы:

а) внимание, б) ощущение и восприятие;

г) память и воображение;

д) речь;

е) мышление.

Тема 13. «Психология детей с синдромом раннего детского аутизма»

План:

1.  Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

2.  Особенности деятельности:

а) игра детей с РДА;

б) учебная деятельность.

3. Психологическая диагностика и коррекция при РДА.

Тема 14. «Психология детей с дисгармоническим складом личности»

План:

1. Причины дисгармонического развития.

2. Типология патологических характеров.

3. Диагностика и коррекция дисгармонического развития.

Тема 15. «Психология детей со сложными нарушениями развития»

План:

1. Причины сложных нарушений развития.

2. Особенности развития познавательной сферы.

3. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы.

4. Особенности деятельности.


Глоссарий

№ п/п

Новые понятия

Содержание

1.

Алалия

Нарушение речи у детей при сохранном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: а) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается произносительная сторона; б) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона.

2.

Агнозия

Нарушение различных типов восприятия, возникающее при поражении коры

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
192 Kb
Скачали:
0