Осознать взаимосвязь специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии и дефектологии.
Результатом самостоятельного изучения данного курса должны стать:
- знания студентами особенностей отклоняющегося развития;
- знание о сложной структуре отклоняющегося развития и о компенсаторных возможностях организма;
- знание о профилактике психических нарушений;
- общие основы психологии детей с отклонениями в развитии, основы олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи.
Тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных часов |
||
всего |
лекций |
Лабораторно-практических |
||
1.1. |
Раздел 1. Общие вопросы специальной психологии |
6 |
2 |
4 |
1.2. |
Специальная психология как отрасль науки и практики. |
2 |
2 |
- |
1.3. |
Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии, факторы его определяющие. |
2 |
- |
2 |
1.3. |
Виды отклоняющегося развития. |
2 |
2 |
|
Раздел II. Психическое развитие при дизонтогении по типу ретардации. |
4 |
2 |
2 |
|
2.1. |
Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей |
2 |
2 |
- |
2.2. |
Предмет и задачи психологии детей со слабо выраженными отклонениями в развитии. |
2 |
- |
2 |
Раздел III. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа |
6 |
2 |
4 |
|
3.1. |
Психология лиц с нарушениями слуха, зрения, речи |
2 |
2 |
- |
3.2. |
Классная контрольная работа |
2 |
- |
2 |
3.3. |
Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата |
2 |
- |
2 |
Раздел IV. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения. |
4 |
4 |
||
4.1. |
Психология детей с синдромом раннего детского аутизма. |
2 |
2 |
- |
4.2. |
Психология детей с дисгармоническим складом личности. |
2 |
2 |
- |
ИТОГО: |
20 |
14 |
6 |
Тематика контрольных работ
План:
1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.
2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
3. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).
4. Общие закономерности отклоняющегося развития.
Методические указания:
Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для социальных педагогов.
В.В.Лебединский, Г.Е.Сухарева, Л.Каннер, В.В.Ковалев выделяют шесть типов дизонтогенеза (характер нарушений развития): недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.
Тема 2.«Психология умственно отсталого ребенка»
План:
1. Причины умственной отсталости, ее классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы:
а) внимание, б) ощущение и восприятие, в) память, г) речь, мышление.
Тема 3. «Психология умственно отсталого ребенка»
План:
1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
2. Особенности формирования самооценки и уровня притязаний.
3. Особенности деятельности.
Тема 4. «Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»
План:
1. Причины ЗПР, их классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР:
а) внимание, б) ощущение и восприятие, в) память, г) речь, мышление, д) формирование чтения и письма при ЗПР.
Тема 5. «Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»
План:
1. Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР.
2. Особенности восприятия и понимания эмоций человека.
3. Особенности коммуникации.
4. Мотивационно-потребностная сфера у детей с ЗПР.
Тема 6. «Особенности деятельности у детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития)»
План:
1.Психологические основы деятельности.
2. Особенности смены форм общения и ведущих деятельностей в дошкольном возрасте.
3. Учебная деятельность.
4. Саморегуляция деятельности.
5. Способность к волевой регуляции.
Тема 7. «Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте»
План:
1. Особенности внимания.
2. Восприятие.
3. Память.
4. Мышление.
5. Особенности речевого развития.
6. Особенности эмоционально волевой сферы и личности.
Тема 8. «Психология лиц с нарушениями слуха»
План:
1. Причины нарушений слуха, их классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха:
а) внимание;
б) ощущение и восприятие;
в) кожная чувствительность детей с нарушением слуха;
г) осязание.
Тема 9. «Психология лиц с нарушениями слуха»
План:
1. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха:
а) речь, условия ее развития;
б) особенности развития памяти;
в) мышление
2. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
3. Особенности деятельности.
Тема 10. «Психология лиц с нарушением зрения»
План:
1. Причины нарушений зрения, их классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения:
а) внимание;
б) ощущение и восприятие;
в) память;
г) мышление;
д) речь и общение
План:
1. Причины первичных речевых нарушений, их классификация.
2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями речи:
а) внимание;
б) ощущение и восприятие;
в) память;
г) мышление и воображение;
д) речь и общение
Тема 12. «Психология детей с синдромом раннего детского аутизма»
План:
1. Причины и механизмы возникновения РДА.
2. Особенности развития познавательной сферы:
а) внимание, б) ощущение и восприятие;
г) память и воображение;
д) речь;
е) мышление.
Тема 13. «Психология детей с синдромом раннего детского аутизма»
План:
1. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.
2. Особенности деятельности:
а) игра детей с РДА;
б) учебная деятельность.
3. Психологическая диагностика и коррекция при РДА.
Тема 14. «Психология детей с дисгармоническим складом личности»
План:
1. Причины дисгармонического развития.
2. Типология патологических характеров.
3. Диагностика и коррекция дисгармонического развития.
Тема 15. «Психология детей со сложными нарушениями развития»
План:
1. Причины сложных нарушений развития.
2. Особенности развития познавательной сферы.
3. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы.
4. Особенности деятельности.
Глоссарий
№ п/п |
Новые понятия |
Содержание |
1. |
Алалия |
Нарушение речи у детей при сохранном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: а) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается произносительная сторона; б) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. |
2. |
Агнозия |
Нарушение различных типов восприятия, возникающее при поражении коры |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.