Основы специальной психологии
Глава 2. Психология детей с ЗПР
Цель:
План:
1 вопрос. Т. А. Власова, М.С. Певзнер отмечают, что основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
· Неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудность выполнения задания, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5 – 15 минут, затем 3 – 7 минут «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В момент отдыха как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами.
· Снижение концентрации, Выражается в трудности сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.
· Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно успешно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.
· Снижение избирательности внимания, Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных деталей.
· Сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения.
· «Прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного действия на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.
· Повышенная отвлекаемость. При наличие посторонних раздражителей дети делают много ошибок, темп деятельности, результативность падает. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из – за недостатка понимания материала. В настоящее время отдельно выделяют детей с «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
На первое место среди причин, вызывающих данное нарушение, ставят причины биологического характера, в частности слабое развитие лобных долей, которые отвечают за программирование и контроль поведения. Среди неблагоприятных факторов выделяется отягощенный акушерский анамнез, нежелательность беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес при рождении. Генетический фактор. У родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Причины социально-психологического характера: стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.
У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели снижаются; у других – максимальная концентрация наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих – наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
2. вопрос. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Каких-либо первичных нарушений на уровне нарушений органов чувств
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.