Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Основы специальной психологии

Глава 2.  Психология детей с ЗПР

Тема: Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

Цель:

План:

  1. Внимание.
  2. Ощущение и восприятие.
  3. Память.
  4. Мышление.
  5. Речь.
  6. Формирование чтения и письма при ЗПР.

1 вопрос. Т. А. Власова, М.С. Певзнер отмечают, что основным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

·  Неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудность выполнения задания, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5 – 15 минут, затем 3 – 7 минут «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В момент отдыха как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами.

·  Снижение концентрации, Выражается в трудности сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

·  Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно успешно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.

·  Снижение избирательности внимания, Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных деталей.

·  Сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения.

·  «Прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного действия на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

·  Повышенная отвлекаемость. При наличие посторонних раздражителей дети делают много ошибок, темп деятельности, результативность падает. Ошибки  чаще возникают из-за невнимательности, нежели из – за недостатка понимания материала. В настоящее время отдельно выделяют детей с «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

На первое место среди причин, вызывающих данное нарушение, ставят причины биологического характера, в частности слабое развитие лобных долей, которые отвечают за программирование и контроль поведения. Среди неблагоприятных факторов выделяется отягощенный акушерский анамнез, нежелательность беременности и попытки ее прервать, травмы при рождении и малый вес при рождении. Генетический фактор. У родителей детей с СДВГ в детстве наблюдались те же симптомы. Причины социально-психологического характера: стресс матери во время беременности, неблагоприятная семейная обстановка.

У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели снижаются; у других – максимальная концентрация наступает лишь после некоторого периода деятельности, у третьих – наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

2. вопрос. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Каких-либо первичных нарушений на уровне нарушений органов чувств

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
56 Kb
Скачали:
0