ДИАГНОСТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
На
протяжении ряда лет на Северной дороге ведутся работы по созданию и внедрению
диагностических средств, необходимых как для обеспечения безопасности движения,
так и развития ресурсосберегающих технологий. В локомотивных и вагонных депо, на других ремонтных
предприятиях широко применяются средства неразрушающего контроля
узлов и деталей, в том числе дефектоскопы и установки для ультразвукового,
магнитопорошкового, вихретокового и феррозондового контроля. В пассажирском
хозяйстве используется высокопроизводительное оборудование по ремонту деталей
пассажирских, вагонов. Внедрение новейших технологий в области диагностики
содержания и ремонта подвижного состава позволит перейти на обслуживание
технических средств не по
пробегу, а по их техническому состоянию.
В путевом хозяйстве проведена
значительная работа по модернизации имеющихся средств диагностики пути, что в
значительной степени повысило качество контроля состояния верхнего строения пути
и искусственных сооружений. Службой сигнализации и связи решаются вопросы
диагностики устройств С ЦБ, стрелочных переводов, включенных в ЭЦ, системы
устройств ДИСК-Б, сигнальных точек автоблокировки, В службе электроснабжения
внедрены системы контроля контактной сети, измерения сопротивления ее опор.
Для обеспечения безопасного движения поездов в вагонном хозяйстве широко используется большое количество различных средств неразрушающего контроля узлов и деталей при ремонте (дефектоскопы, установки для ультразвукового, магнитопорошкового, вихретокового и феррозондового контроля). В эксплуатации для обнаружения неисправностей буксового узла, наличия волочащихся деталей широко используются системы ДИСК-Б и ПОНАБ.
Неразрушающий контроль (дефектоскопия) это последняя и в ряде случаев единственно возможная технологическая операция, позволяющая предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации вследствие излома деталей вагонов из-за дефектов в структуре металла. При магнитопорошковом контроле используются дефектоскопы типа МД и установки для контроля осей колесных пар типа Р-8617 и МД-14 ПКМ (последние хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации, достаточно просты и надежны в работе и изготавливаются фирмой “НЕРКОН” г. Днепропетровск). Современные средства ультразвукового контроля и накопленный опыт работы позволяют подойти к решению вопроса вытеснения на отдельных участках магнитопорошкового метода, в том числе при контроле колесных пар. Это позволит снизить трудоемкость, количество выполняемых операций при дефектоскопии колесных пар.
В последние годы широкое применение нашел феррозондовый метод контроля с использованием дефектоскопов типа ДФ, который позволил обеспечить в полном объеме контроль крупных деталей автосцепного устройства и тележек грузовых вагонов. Этот метод имеет высокую чувствительность и производительность в отличие от ранее применявшихся способов контроля. Удобство в работе позволило коренным образом улучшить организацию труда, создать хорошие условия для работы.
Получил свое развитие и был автоматизирован вихретоковый метод контроля роликовых подшипников колесных пар. Первый вихретоковый дефектоскоп ВД-12 НФ в настоящее время широко используется в технологическом процессе при ремонте вагонов.
Для проведения ультразвукового контроля вагонное хозяйство оснащено промышленными ультразвуковыми дефектоскопами типа УД2-12. Однако данный широкопрофильный дефектоскоп требует постоянной поднастройки, сложен в эксплуатации. Более эффективен специальный дефектоскоп УДС2-32, позволяющий существенно облегчить работу, повысить избирательность и качество сигнала, выводимого на дисплей при обнаружении дефекта. Он позволяет заранее программировать все режимы контроля осей и колес.
При ремонте буксового узла требуется обеспечить высокую точность измерений геометрических размеров, что до последнего времени выполнялось вручную с использованием большого количества разнообразных приборов и устройств. В 1997 г. в роликовом цехе вагонного депо Иваново был внедрен первый на Северной дороге информационно-измерительный комплекс. Сегодня таких комплексов три, еще один планируется ввести в ВЧД Череповец. Он позволяет производить все замеры и подбор для комплектования буксового узла с использованием вычислительной техники.
Для обеспечения безопасного следования поездов широкое применение нашли устройства для обнаружения перегретых буксовых узлов (ПОНАБ, ДИСК). Сегодня на дороге эксплуатируется 258 таких устройств, среднее расстояние между постами контроля составляет 27 км. Планируется дополнительно построить еще 31 пост и заменить 28 устаревших систем ПОНАБ.
По опыту Кировского отделения Горьковской дороги была введена в эксплуатацию система централизации аппаратуры ДИСК на Сольвычегодском отделении, и организованы центральные посты контроля при отделениях. В настоящее время общая протяженность участков, где размещена аппаратура ДИСК, составляет 1020 километров. Специалисты Северной дороги разрабатывают и проводят испытания новых систем контроля подвижного состава на ходу поезда взамен существующей системы ДИСК.
Работники пассажирского хозяйства дороги достигли определенных успехов в улучшении организации пассажирских перевозок, повышении уровня безопасности и культуры обслуживания пассажиров. Снизилось количество браков и задержек поездов в пути следования. Большое внимание стало уделяться развитию ремонтной базы, строительству и оснащению ее современным технологическим и диагностическим оборудованием, внедрению передовых ресурсосберегающих технологий. Так, например, пассажирским депо Котлас освоено производство капитального ремонта КР-1 и деповского ремонта вагонов с кондиционированием воздуха. Внедрены упрочняющие технологии при ремонте быстроизнашивающихся деталей и узлов тележек, ударнотяговых приборов индукционно-металлургическим способом, плазменное упрочнение гребней колес. Эти технологии внедряются и в пассажирском депо Шарья.
В обоих депо работает высокопроизводительное оборудование по ремонту гидравлических гасителей колебания тележки, всех типов подвагонных генераторов и их приводов, проводятся испытания высоковольтового электрооборудования и полупроводниковых блоков. В депо Котлас эксплуатируется установка по очистке загрязненных водных отходов при обмывке кузовов вагонов, тележек, колесных пар и аккумуляторных батарей. Ежегодно выполняются мероприятия Государственной программы по безопасности движения, оборудованию вагонов узлами повышенной надежности и совершенствованию противопожарной техники.
Предстоит освоить ряд новых технологий, в частности по очистке кузовов вагонов от старой краски, восстановлению поврежденных коррозией кузовов, а также нанесению лакокрасочных покрытий с повышенным сроком службы. Необходимо внедрить установки по плазменному напылению деталей внутреннего оборудования вагонов. Будут решаться вопросы организации автоматизированного учета пробега пассажирских вагонов путем создания компьютерных локальных сетей на линейном уровне.
Предстоит разработать и осуществить комплекс мер, направленных на техническое перевооружение цехов и производственных участков. В том числе предусмотреть диагностирование и организовать участки по восстановлению узлов и деталей, снятых со списанных вагонов, с применением упрочняющих технологий. При этом следует шире привлекать научные разработки и предприятия промышленности. На наш взгляд, в заданиях Государственной программы по безопасности движения необходимо предусматривать централизованное оснащение вагонных депо приборами и оборудованием по неразрушающему контролю, а также технологической оснасткой для ремонта редукторно-карданного привода, холодильного оборудования. Важно также добиться, чтобы вагоноремонтные заводы и заводы-изготовители запасных частей активней занимались упрочнением быстроизнашивающихся узлов и деталей тележек и буферно-тяговых устройств. Следует провести разработку недостающей и корректировку существующей технической документации по ремонту систем и узлов пассажирских вагонов, обобщить материалы по уже разработанным узлам и деталям в рамках Программы импортозамещения и подготовить каталог на их производство.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.