ai1x1+ ai2x2+…+ ainxn = bi (i=1, …, m)
xj = 0 (j=1, …, n)
Если эта система ограничений совместна, то она образует общую часть n-мерного пространства. Такая область представляет собой пересечение множеств, являющихся полупространствами n-мерного пространств.
З а м е ч а н и е 2.6. Рассматриваемое пересечение полупространств может быть как ограниченным, так и неограниченным множеством. В связи с этим используются следующие терминологии. Ряд авторов считает [4,7], что в случае неограниченности множества его следует называть (выпуклым) многогранным множеством, а при ограниченности – многогранником. Другие авторы, например [6], называют такую область во всех случаях многогранником, но считают, что она может быть как ограниченной, так и неограниченной. Мы будем придерживаться второй точки зрения.
З а м е ч а н и е 2.7. Ограниченность и неограниченность множеств не следует путать с их замкнутостью (закрытостью) и открытостью. Второй вид деления обусловлен характером неравенств, задающих множества (видами “ £ “ , “ ³ ” и “< ” , “ > ” соответственно ).
Будем называть указанное выше пересечение полупространств многогранником решений.
Таким образом, в задаче ЛП область допустимых решений представляет собой многогранник решений (для n=2 - многоугольник решений).
Геометрически задача ЛП представляет собой отыскание такой точки многогранника решений, координаты которой доставляют линейной функции экстремальное значение.
Графический метод решения задачи ЛП основан на ее геометрической интерпретации и применяется при решении задач в стандартной форме при n=2.
З а м е ч а н и е 2.8. Графический метод применим также и для решения задач ЛП в канонической форме при n>2 при выполнении соотношения m = n-2 [6,13].
Рассмотрим целевую функцию двух переменных.
Ее уравнение вида z =c1x1+c2x2 для любого фиксированного z представляет собой прямую линию. При различных значениях z будем иметь различные параллельные между собой прямые. Действительно, если представить их уравнение в виде x2 = - (c1/c2)x1 + z/c2 , то видно, что коэффициент наклона этой прямой -(c1/c2) не зависит от z. Задавая различные значения z можно получить различные значения свободного члена в уравнении прямой. Геометрически такие прямые с одинаковым наклоном, но различными значениями свободного члена представляют собой семейство параллельных прямых. Такие прямые представляют собой линии равного уровня, в которых z имеет одинаковое значение. Оптимальным решением задачи будет точка (в некоторых случаях множество точек), определяемая как пересечение многогранника решений с линией равного уровня z, отвечающей наибольшему значению целевой функции z.
Графический метод решения задачи ЛП предусматривает процедуру перемещенияодной из прямой семейства линий равного уровня параллельно самой себе в направлении требуемого вида экстремума ЦФ. Это перемещение должно осуществляться до тех пор, пока прямая и многогранник решений имеют хотя бы одну общую точку. В этой точке ЦФ и достигает своего экстремального значения.
Рассмотрим следующий пример. Пусть ограничение задачи ЛП заданы соотношениями (2.6), а максимизируемая целевая функция имеет вид z = x1+ x2.
Воспользуемся многогранником решений, приведенным на рисунке 2.1. Положив z=0, построим соответствующую этому значению прямую (рисунок 2.2). Построим затем прямую, соответствующую значению z=3. Эти две прямые позволяют определить требуемое направление перемещения линий, обеспечивающее возрастание функции z.
Для определения угла наклона прямой и направления ее перемещения можно воспользоваться также вектором нормали Nпрямой (см. рис. 2.2). Его координаты соответствуют значениям коэффициентов целевой функции z - (c1, c2) (в рассматриваемом примере – (1;1)). Прямые равного уровня z перпендикулярны этому вектору, а направление вектора указывает направление возрастанияz.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.