1. Социальный генезис понятия «общественное мнение» связан со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об окружающем мире, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.
2. Объектом общественного мнения на протяжении всей истории человечества выступают однотипные, во многом схожие по содержанию и структуре факты, события, явления.
3. Институционализация общественного мнения сопровождалась расширением спектра функций, и, как следствие этого, изменением его роли в жизнедеятельности общества.
4. Большинство концепций общественного мнения имеют ярко выраженную практическую направленность.
Современные подходы к изучению общественного мнения во многом продолжают традиции, сложившиеся в предшествующие эпохи. В свете курса экономических и социально-политических реформ, неуклонно возрастает значение института общественного мнения, как самого эффективного инструмента демократического государства. Общественное мнение, складывающееся по поводу различных социальных явлений, процессов, институтов, – необходимая предпосылка и вместе с тем результат происходящих в стране глубоких общественных изменений.
Интересным представляется анализ той роли, которую отводили общественному мнению в жизни человеческого сообщества на разных этапах его существования. Со времен античности сформировались две разные точки зрения на данную проблему.
С одной стороны, общественное мнение выступало атрибутом подлинной демократии. Еще в V веке до н.э. Пифагор употреблял выражение «dogma poleon» - синоним понятия «общественное мнение», подчеркивая его роль в жизни общества. Живший же в IV веке Демосфен писал о «публичном гласе родины», считая, что он господствует в обществе так же, как обычаи, язык, воздействуя на людей, управляя ими [15, c. 170].
На закате феодального строя возрождаются и получают дальнейшее развитие идеи древнегреческих мыслителей, затрагивающие проблему функционирования общественного мнения. Это можно видеть на примере гуманистической мысли Италии 15 века. Ведущим (и наиболее близким к отражению роли народного мнения) направлением итальянского гуманизма 15 века был гражданский гуманизм (Л. Бруни, М. Пальмиери, А. Ринуччини и другие). Его представители выступали за последовательное осуществление демократических начал в политической жизни Флорентийской республики, равенство всех полноправных граждан перед законом и одинаковые возможности их участия в государственном управлении.
В 16 – начале 17 веков критика порядков, основанных на частной собственности, идеи социального равенства, участия народа в управлении государством находят свое художественное выражение в произведениях выдающихся мыслителей и писателей-гуманистов – Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Важное место в эволюции взглядов на роль общественного мнения в государственном управлении принадлежит французскому Просвещению 18 века, явившемуся историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Возрождения, передовой общественной мысли Европы 16 и 17 столетий.
Шарль Монтескье, идеолог восходящей буржуазии, считал, что выделение народного мнения в нечто самостоятельное, непослушное государю начинается с момента угнетения народа. Монтескье был сторонником демократической республики, которая, по его определению, с наибольшей полнотой обеспечивает свободу и равноправие большинства нации. Он считал, что народ в состоянии создать мудрое управление [16, с. ].
Руссо деятельность правительства ставил в зависимость от суждений народа, рекомендуя любое народное собрание открывать постановкой двух вопросов: «Угодно ли народу сохранить существующую форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она находится в настоящее время?» При таких условиях, по его мнению, правительство вынуждено будет следовать наказам народного собрания. [17, с. ]
Достойны внимания и взгляды на общественное мнение французского просветителя 18 века Ж. Кондорсэ. Ж. Кондорсэ рассматривал общественное мнение как общую доктрину, как особый род верования и видел в нем истину последней инстанции [18, с. ].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.