ОМ как базовый институт «информационного общества». Интерпретация феномена ОМ в контексте социологических парадигм. Социальный генезис понятия «общественное мнение»., страница 2

В отличие от ранних этапов развития, современная социология полипарадигмальна, предполагает возможность и необходимость использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов. Е. А Якуба приводит слова американского социолога Дж. Александера о том, что «нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование» [5, c.8]. В то же самое время выбор исследовательской парадигмы осуществляется не произвольно. Он предопределяется, прежде всего, замыслом исследования, его темой, целью и задачами.

Анализируя процесс становления теории ОМ, можно сделать следующие выводы:

1. Отдельные элементы ОМ активно изучались и в период протосоциологии, а стало быть, в рамках мифологической (схоластической), а также механистической картин мироздания (приблизительно 17-18 века).

Здесь можно сослаться на Платона, Плутарха, Аристотеля и Вергилия, Протагора, Сократа, Пифагора. Описания элементов данного явления содержатся в самхите Ригведе и конфуцианстве, религиозных учениях и мифологических преданиях. И далее, в средние века: Д. Солсбери (собственно автор термина «ОМ»), Л. Бруни, М. Пальмиери, А. Ринуччини, Т. Мора и Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли, Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и П. Гольбах, Ж. Кондорсэ, Канта и Гегеля. Механицизм в социологии – направление возникшее в 19 веке и являющееся по сути одной из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики (и физики вообще), а также механистического миропонимания, бывшего весьма влиятельным в течении нескольких веков, стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механистическим закономерностям, широко используя при этом физическую терминологию и фразеологию [6, c. 186].Следствием подобного подхода стало упрощенное трактование тех социальных процессов и явлений, которые попадали в поле зрения ученых.

2. Следующей выступает системная парадигма (к числу основных системных парадигм следует отнести функционализм, структурализм, структурный функционализм и институционализм). Это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов [3, c. 410]. Отметим, что системный подход приходит на смену широко распространенным в 17-19 веках концепциям механицизма и по своим задачам противостоит этим концепциям.

Главная цель всех системных парадигм – поиск факторов, стабилизирующих социальные системы, обеспечивающих их функционирование, сохранение в качественно неизменном виде. Это обстоятельство предопределяет ограниченность возможностей их применения. В то же время, советские издания утверждали, что теоретической базой для разработки таких методов является диалектико-материалистический принцип системности [3, c.410]. Следствием этого явилась популярность в нашей стране во второй половине 20 века системного и институционального подходов.

Данная парадигма выступает одной из самых плодотворных в социологии, в том числе и в рамках темы диссертационного исследования.

3. Диалектическая парадигма (к числу диалектических парадигм относят марксисткую, неомарксистскую и критическая социологию). Диалектическая социология определяется как «антипозитивистское направление в западной теоретической социологии, акцентирующее диалектическое взаимодействие социальных структур, результатом которого являются социальные изменения» [6, c. 84].

В рамках марксисткой теории работали К. Маркс и Ф. Энгельс, представителями неомарксистской школы являются Д. Лукач, Г. Грамши, Р. Дарендорф и критической социологии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др. представителей т.н. франкфуртской школы).

Диалектическое направление, а точнее марксистский подход, усиленно развивались в Советском Союзе и странах советского блока. Следствием повального насаждения этой парадигмы стало ее полное отторжение в науке вышеназванных стран в постсоветский период. Тем не менее, как одна из существующих парадигм (но не доминирующая), она имеет право на существование и обладает рациональным началом. В качестве примера можно выделить законы диалектики. Закон переход количества в качество буквально идеально укладывается в теоретическое объяснение формирования общественного мнения.