Понятие о педагогической акмеологии и педагогической квалиметрии в системе подходов к оценке труда учителя.
1. Понятие педагогической профессии, её особенности и место в профессиональной сфере человека. Понятие профессиональной пригодности учителя.
Учитель в самом общем смысле этого слова ‑ личность, которая организует и реализует учебно-воспитательный процесс в школе. Но в профессиональном плане он, как педагог, преподаватель, наставник и мастер – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Следовательно, под педагогической профессией понимается педагогическая деятельность, которая предполагает получение специальной подготовки в сфере воспитания, обучения и образования учащихся.
В педагогике прочно утвердилось положение, что центральной фигурой в школе является учитель и что от его подготовки, эрудиции и качества работы в решающей мере зависит успех обучения и воспитания. Известный русский математик и методист М.В.Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». И это понятно. Только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения, нравственно-эстетической культуры, творческих способностей и задатков.
Именно на этой основе зиждутся его авторитет, профессиональное достоинство и гордость за свое действительно высокое призвание, за свою исключительно сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, сделать не может. Для выполнения своих сложных педагогических обязанностей учитель должен обладать профессиональной пригодностью.
Выдающийся русский химик Д.И.Менделеев писал: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Профессиональная пригодность есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и для успешной деятельности в той или иной сфере производства, культуры и духовной жизни.
Пригодность к педагогической деятельности связана с физическим и психическим здоровьем, хорошими речевыми данными, уравновешенностью нервной системы, способностью человека выдерживать воздействие сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. Эти способности подразделяются на следующие:
ü организаторские (умение сплотить учащихся, занять их, спланировать работу);
ü дидактические (умение пользоваться методикой обучения детей);
ü перцептивные (проникать в духовный мир воспитанников, оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики);
ü коммуникативные (навыки общения с детьми, их родителями, коллегами по работе и т.д.);
ü суггестивные (способность к эмоционально-волевому влиянию на обучаемых);
ü исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические процессы и явления);
ü научно-познавательные (способности к усвоению научных знаний в избранной отрасли).
2. Педагогическое общение, его функции и виды. Стили педагогической деятельности учителя.
Педагогическое общение – специфическая форма общения, совокупность средств и методов, связанных с реализацией целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Оно состоит из трех основных компонентов:
· коммуникативный;
· интерактивный;
· перцептивный.
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.
Для установления положительных взаимоотношений с учениками учителю необходимо проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебно-воспитательного процесса. Так, исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «Я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения.
У педагогов с центрацией на «я ‑ другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.
Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений «учитель – ученик» и всего воспитания в целом.
Важнейшую роль в продуктивности педагогического взаимодействия в системе «учитель – ученик» играет конкретный стиль педагогического общения. Известный психолог В.А.Кан-Калик выделял такие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства, что особенно актуально
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.