Современные концепции и технологии воспитания. Понятие концепции воспитания и виды современных концепций воспитания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 28. Современные концепции и технологии воспитания

Вопросы

1. Понятие концепции воспитания и виды современных концепций воспитания.

2. Особенности системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

3. Сущность концепций культурологического (Е.В. Бондаревская) и социально-педагогического (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, О.С. Газман, Н.Е. Щуркова) содержания современного воспитания. «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2000).

4. Понятие воспитательных технологий и их виды. Содержание современных технологий воспитания (технологии И.П. Волкова, И.П. Иванова, А.А. Католикова, В.А. Караковского).

1. Понятие концепции воспитания и виды современных концепций воспитания.

Под концепцией (от лат. conceptio – понимание, система), если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея.

Исходя из такого понимания термина «концепция», можно дать определение концепции воспитания как системы взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс — его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.

Поэтому при представлении и разъяснении положений концепций воспитания нами используется следующая схема их изложения.

  1)  Название концепции, данные о ее авторе (ах), наименование публикации, в которой изложены основные ее положения;

  2)  определение понятия «воспитание»;

  3)  цель и принципы воспитания;

  4)  содержание воспитательного процесса;

  5)  механизм воспитания;

  6)  критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные, взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а, следовательно, избавляет читателя от необходимости концентрировать свое внимание на каких-то частных деталях, изобилие которых затрудняет целостное восприятие концепции ученого и не способствует формированию у него самого системного видения процесса воспитания.

К основным видам современных концепций воспитания относятся следующие:

1.  Системное построение процесса воспитания.

2.  Воспитание ребенка как человека культуры.

3.  Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка.

2. Особенности системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание ... Воспитание!». Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

1.1. Понятие «воспитание».

В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает:

- в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

- развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

- самого индивида мыслят неведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

1.2. Цель и принципы воспитания.

Разработчики концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, — пишет В.А. Караковский, — дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям. Основополагающие идеи гуманистической системы воспитания выражены

Похожие материалы

Информация о работе