Современные технологии обучения. Понятие о технологии и технологиях обучения, их классификация и назначение

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 18. Современные технологии обучения

Вопросы

1. Понятие о технологии и технологиях обучения, их классификация и назначение.

2. Общепедагогические технологии обучения (технологии активизации и интенсификации учебной деятельности, управления организацией учебного процесса, блочно-модульного обучения и новые информационные технологии в школе).

3. Частнопредметные педагогические технологии: раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева; совершенствования общеучебных умений и навыков в начальной школе В.Н. Зайцева; поэтапного обучения физике Н.Н. Палтышева; обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волкова и И.П. Иванова.

4. Альтернативные технологии обучения: вальдорфская педагогика (Р. Штайнер), технология саморазвития (М. Монтессори), технология Дальтон и др.

5. Общая характеристика технологий развивающего обучения. Основоположники теории развивающего обучения (И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, Л.С.Выготский).

6. Реализация идей развивающего обучения в практике общеобразовательной школы. Особенности системы развивающего обучения Л.В.Занкова, технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина ‑ В.В.Давыдова, личностно-ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской..  

1. Понятие о технологии и технологиях обучения, их классификация и назначение.

Термин «технология» происходит от греческого techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Данное понятие применительно к производству продукции означает определенную совокупность методов обработки, изготовления и использования на практике наиболее эффективных и экономически целесообразных производственных процессов. Следовательно, технология – это:

а) характеристика целостного, завершенного процесса; б) система методов и средств целенаправленного изменения состояния объекта; в) обеспечение гарантированной эффективности некоторой производственной деятельности.

Применительно к педагогической технологии указанные признаки необходимы, но недостаточны. Здесь важно остановиться на таких понятиях как «педагогическая теория», «дидактическая теория» и «методика обучения».

Педагогическая теория – это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие процессов и явлений.

Дидактическая теория – это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

Однако, чтобы педагогическая теория «заработала», ее необходимо реализовать в методике обучения.

Методика обучения – это целостная система проектирования и организации процесса обучения, основанная на определенной дидактической теории, а также совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых во многом зависит от мастерства и творчества учителя.

В поисках условий повышения эффективности методик обучения педагоги пришли к выводу, что некоторые из них можно довести до уровня педагогических технологий. Но необходимо отметить, что технология обучения была встречена некоторыми педагогами как негативное явление. Ушли годы, чтобы выявить «рациональное зерно» в педагогических технологиях и определить само понятие «технология обучения».

За технологизацию обучения ратовал еще Я.А. Коменский. Он призывал к гарантированию учителем позитивного результата обучения школьников. «Для дидактической машины,‑ писал Я.А. Коменский, ‑ необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».

Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнились и конкретизировались. Но что же следует понимать под «педагогической технологией»?

Анализируя различные исследования по проблеме технологий, российский ученый М.В. Кларин выделил следующие их важные признаки и элементы:

1)  Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей;

2)  Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко поставленные цели;

3)  Точное определение эталона (критерия) полного усвоения для всего курса является важнейшим моментом в работе по данной системе.

Анализ различных мнений и точек зрения по данной проблеме показывает

Похожие материалы

Информация о работе