Афазия-это системное нарушение речи,и поэтому при афазии нарушаются и другие ВПФ помимо собственно речи-это и восприятие,и память,и мыш-ление,нарушаются и личность б-го и егоэмоционально-волевая сфера.При всех формах афазий в разной степени нарушается как процесс говорения,так и процесс понимания речи,нарушается как сенсорная сторона речи,так и ее семантическая организация,в некоторых случаях нарушается активность ре-чи.Нарушение речи никогда не будет изолированным дефектом,это всегда системное нарушение всей речевой деятельности ВПФ.
Речевые расстройства носят название афазии это системные расстройства различных форм речевой деятельности А.Р.Лурия классифицировал афазии и выделил 7 форм:1)Сенсорная афазия(поражение задней трети верхней височной извилины зона Вернике)-в ее основе лежит нарушение фонематического слуха,т.е.способности различать звуковой состав слова..2) акустико-мнестическая афазия(поражение средней височной извилины)-фонематический слух сохранен,понимается обращенная речь,но б-е не могут запомнить даже небольшой речевой материал в следствии нарушения слуховой памяти.3)Амнестическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной области)в ее основе лежит нар-е зрительного восприятия букв и слов.4)Афферентная моторная афазия(поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора,нижнее теменные отделы).При этой форме афазии нарушается кинестетическая речевая афферентация.5)Эфферентная моторная афазия(поражение заднее-лобных отделов коры мозга,или зона Брока).В основе лежат трудности переключения с одного движения на другое,трудности выполнения серийных двигательных навыков.При полном разрушении центра Брока б-е не говорят.6)Семантическая афазия.Страдает понимание грамматических конструкций,которые отражают одновременный симультанный анализ и синтез явлений.7)Динамическая афазия.Это приводит к речевой адинамии,дефекту речевой инициативы.
В-15.Основные принципы психодиагностики б-х с психосоматическими заболеваниями.При постановке психосоматического диагноза в распо-ряжении психотерапевта имеются две основные методики-диагно-стическая беседа и психологическое тестирование.Диагностическая беседа дает воз-можность собрать психосоматический анамнез,чтобы привести не осмыс-ленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни.Первоочередная цель: заклю-чается в нахождении связей между началом сомотических проявлений и анамнестически достоверными,жизненно важными изменениями,или же в констации их отсутствия.Если такие связи устанавливаются,то дальнейшая беседа,должна прояснить,понимает ли сам пациент значимость для развития заболевания тех неприятностей,которые возникли у него в связи с кон-фликтами и кризисами.Это предпологает знание личности пациента,условий его развития в детстве,конфликтов и процессе социализации,фиксации на них последнего времени и уязвимости в отношении них с учетом ослабления актуальности прошлых переживаний.
При выборе комплекса тестовых методик для исследования психосо-матических пациентов должны быть учтены следующие принципы:
-относительная быстрота применяемых методик;
-быстрота их проведения;
-полнота изучения исследуемого явления;
-Взаимная дополняемость,применяемых методик;
-высокая суммарная валидность;
-достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого явления у здоровых и больных,а т.ж. к изменению показателей в течении лечения.
Психологические тесты в психосоматической практике.Психологические тесты-это стандартизированные психологические методы,предназначенные для изучения и оценки(как количественной,так и качественной)своеобразных свойств личности в ее переживаниях и поведении.Эти тесты в прнципе,не входят за пределы того.что они составлены таким образом,что с их помощью можно получить объективную оценку состояния пациента,не зависимую от субъективных мнений исследователей.Тест-опросник Г.Айзенка: и методика многофакторного исследования личности Р.Кеттела Для определения особенностей реагирования пациентов на заболевание рекомендуется личностный опросник Бехтеровского института-ЛОБИ(Личко,Иванов,1980).Особое положене среди психологических тестов занимают проективные диагностические методы,напр.,тест Роршаха,цель которого состоит в определении личностных конфликтов посредством свободных реакций на слабоструктурируемый тестовый материал.Шкала реактивной личностной тревожности Стилбергера.
В-16.Нейропсихологические синдромы поражения отделов мозга. 1.У детей младше 10 лет.особенно в дошкольном возрасте клинико-психологические проявления очаговых повреждений головного мозга слабо выражены,а могут и отсутствовать.В раннем возрасте встречается когда даже массивные повре-ждения мозговой ткани не вызывают серьезной дезорганизации поведении.2.возникшие нарушения психической деят-ти обычно в короткие сроки подвергаются обратному развитию.В наибольшей мере это хар-но для острых повреждений головного мозга (напр. при ч.м.т.).При хронической патологии мозга (органической) компенсаторные перестройки реализуются слабее,напр.при нейроинфекции.3.Стертость и атипичность клинических проявлений очаговых повреждений гол.мозга у детей в разной степени вы-ражены в зависимости от локализации повреждения.при корковых левопо-лушарных очагах у правшей стертость и атипичность больше.А при корко-вых правополушарных очагах они меньше.4.При некоторых локализациях повреждения головного мозга у детей наблюдается отставленный эффект. При повреждении корковых зон,поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных),последствия в полной мере проявляются в том возрасте,когда у здоровых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов(обычно в младшем или старшем возрасте).5)Степень атипичности клиники очаговых синдромов существенно меняется с возрастом.причем эта закономерность имеет различный характер для левого и правого полушария.При левополушарном поражении с уменьшением возраста р-ка симптоматика становится все боле стертой и атипичной.Правополушарные поражения-чем младше р-к,тем грубее симптоматика правого полушария. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития делятся на 2 группы: 1.синдром несформированности: а)функциональная несформи-рованность префронтальных (лобных) отделов мозга; б)функциональная несформированность левой височной доли; в)функциональная несформиро-ванность межполушарных взаимодействий транс кортикального уровня (м-озолистое тело);г)ф-ная несфор-ть полушария. 2.синдром дефицитарности: а)функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер мозга); б)функц-я дефиц-ть стволовых образований мозга (дисгене-тический синдром); в)атипия психического развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.