В-7.Предмет и задачи патопсихологии.ПАТОПСИХОЛОГИЯ является медицинской наукой.которая исследует психологические аномалии, испо-льзует клинические понятия и критерии общей патологии.П исследует аномальность патопсихологическими методами,устанавливает патопсихологический синдром. Это сочетание признаков нарушения пси-хики,сохранные стороны психики, индивидуальных особенностей, которые объеденены психологическими механизмами функционирования личности.ЗАДАЧИ П:Изучение особенностей псих.аномалий;
-анализ формирования патопсихологическогофеномена;
-изучение психологических механизмов отклонения в психике;
-дополнение патоп-х исследований,характеристики психологического статуса б-го;
-получение данных для дифференциальной диагностики псих.проявлений;
-использование данных пато-ии для обоснования реабилитационных и коррекционных мер;
-использование сведений для обучения д-ей и в экспертизах различного хар-ра.
ПРЕДМЕТ П-ИИ является психика ч-ка во всем ее многообразии.а предметом изучения специфики нарушения взрослых и детей.
ГЕЙСБЕРГ(1975)под патопсихологией подразумевал психологию больного ч-ка.
ПОГОДЫРЬ(1986) отождествляет патоп-ю с клинической психологией
ПОЖЕР(1991)видит в пат-и психологическую науку,изучающую психику аномальных детей и ограничивая общую патопсих-ю и спецотрасли по видам откланения в развитии.
ПЕТРОВСКИЙ(1970)СЧИТАЕТ ПАТ-Ю СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ СПЕЦ. ПСИХОЛОГИИ.
В-8.Нейропсихология в общеобразовательной школе.ее роль в помощи неуспевающим детям.В последние годы нейропсихологические методы широко в решении задач школьной экспертизы.оценке специальных спосбностей.выработке дифференцированных рекомендаций при подготовке детей к школе,характеристики обучаемости и так называемой «школьной зрелости».Кроме того особой сферой применения нейропсихологических методов явл-я их использование для изучения церебрального обеспечения психического онтогенеза и оценки вклада биологических и психосоциальных факторов в развитие р-ка,что имеет и общетеоретическое значение.
Если р-к плохо справляется с заданиями, следует уточнить структуру нару-шений познавательной деятельности.Это чрезычайно важно потому,что в за-висимости от степени нарушений и их качественного своеобразия подбирают методы индивидуальной коррекции и решают вопросы о процессе развития р-ка.Необходимо использовать методы нейропсихологической диагностики в случае резкой неравномерности показателей,успешности функционирования познавательной сферы.Если р-к с нормально развитым интеллектом не может овладеть навыками чтения,письма,счета(дислексия,дисграфия,дискалькулия)
Если р-к при нормальном зрении и интеллекте не в состоянии произвести зрительный синтез(стимульная агнозия),что проявляется в невозможности охватить изображение целиком,понять связи и отношения между деталями рисунка,уловить его смысл и значение,если р-к 4-7 лет,хорошо понимая обра-щенную к нему речь,не может говорить( при внешне нормальном строении речевого аппарата) и объясняется жестами либо нечленораздельными зву-ками ( моторная алалия)все это свидетельствует о парцианальных нарушениях высших псих.функций.Различные виды нарушений психического развития в значительном большинстве случаев связаны с органическим поражением гол.мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур,формирующихся в постнатальном периоде.
Трудности в обучении детей часто обусловлены не только парциональными нарушениями специфических псих-х функций (восприятие, праксис, речь. память), которые обеспечивают овладение элементарными школьными на-выками,но и общими неспецифическими расстройствами мозговой дея-тельности,отражающими дискоординацию корко-подкорковых функцио-нальных отношений.Это могут быть расстройства общей нейродинамики ( что проявляются в повышенной истощаемости,нарушении темпа и подвижности псих.процессов,нарушение работоспособности по астеническому типу,либо нарушение произвольности и целенаправленности познавательной деятельности (отсутствие или нестойкость познавательных пмотивов,неустойчивость произвольного внимания и контроля,трудности планирования заданной психической операции).В ДЕТСКОЙ НЕЙРОП-СИХОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТ МЕТОДИКИ для исследования зрительного гнозиса.иследование движений и действий,экспрессивной речи, фонема-тического слуха.Т.ж.используют графические методики, конструктивные методики, исследование моторики,сукцессивных функций, исследование латеролизации сенсорно-моторных функций.
Б-9Дисгармоническое психическое развитие:клинико-психологическая ст-руктура дефекта.Дефект(от лат.- Недостаток)-физический или психический недостаток,вызывающий нарушение нормального развития ребенка.Понятие Д.-центральное для дефектологии-детально разработано в трудах Л. С. Выго-тского.Им установлено,что структура Д.нене сводится к симптомам повреж-дения биологических систем (различных отделов ЦНС,анализаторов и др.),к-рые представляют собой первичные системы нарушения-первичный Д. Не-доразвитие высших псих.функций (н-р речи и мышления у глухих, опосредо-ванной памяти у дебилов,восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т.д)и социальной стороны поведения.Выготский считал вторичны-ми отклонениями,не связанными непосредственно с основным,первичным Д.,но обусловленными им.Он показал как это соотношение первичных втори-чных и последующих наслаивающихся на них отклонений усложняет струк-туру Д.Он роанализировал т.ж.условия для предупреждения и преодоления этих отклонений развития.Адекватное обучение и воспитание способствуют преодолению причин,к-рые порождают вторичные(третичные и т. д. ) откло-нения.При этом центральная область компенсацииД.согласно Выготскому,-повышение культурного развития,формирование высших псих.функций.
Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним первичного отклонения,тем легче это нарушение поддается коррекции.Стру-ктура Д:первичный-биологическое нарушение,вторичный-социальная адап-тация (всегда социального порядка),третичный0ассоциальное поведение-не-обходима социальная адаптация, сочетанный-сочетания с разными нару-шениями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.