Лекция5
5.1 Общие сведения об электрических машинах. Среди различных энергетических машин, совершающих преобразование одного вида энергии в другой, существует обширный класс преобразователей, получивший название электрические машины. Электрическими называются машины, совершающие преобразование механической энергии в электрическую или обратное преобразование.
Электрическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии в электрическую, носит название "генератор". Машина, предназначенная для обратного преобразования, называется "двигатель".
Электрические машины обратимы. С помощью любой электрической машины может осуществляться электромеханическое преобразование в двух направлениях.
Процессы электромеханического преобразования энергии подразделяют на статические (установившиеся) и динамические, что определяется наличием или отсутствием динамического момента на валу электрической машины.
В соответствии с основным законом динамики для вращающегося тела векторная сумма моментов, действующих относительно оси вращения, равна производной от момента количества движения:
, (5-1)
где - момент в [нм], - момент инерции в [нм2], - угловая скорость в [1/с].
В системах электропривода основным режимом работы электрической машины является двигательный режим. Момент сопротивления имеет тормозящий характер по отношению к движению ротора и действуют навстречу моменту двигателя . По этой причине положительное направление момента сопротивления принимают противоположным положительному направлению момента двигателя, что приводит к уравнению
. (5-2)
В уравнении (5-2) моменты являются алгебраическими, а не векторными величинами, поскольку оба момента действуют относительно одной и той же оси вращения. Правую часть уравнения (5-2) называют динамическим моментом , выражение для которого при принимает вид
(5-3)
В зависимости от знака динамического момента различают следующие режимы работы электрического двигателя:
1. т.е. разгон при , торможение при ;
2. т.е. , торможение при , разгон при ;
3. , т.е. , установившийся режим, т.е.
Из анализа режимов работы двигателя следует, что установившийся режим является частным случаем, он характеризуется работой двигателя с неизменной скоростью, постоянными во времени и равными по величине и .
Так как момент двигателя в установившемся режиме является функцией скорости, то равенство возможно только при условии, что - постоянная величина или функция скорости. Если есть функция, например, пути (угла поворота), то даже при постоянной скорости изменяется во времени и установившийся режим невозможен.
Зависимости угловой скорости от момента для двигателя называются механическими характеристиками двигателя. Механические характеристики могут быть представлен и обратными функциями:
.
Зависимость скорости двигателя от момента, соответствующая любому режиму его работы, в том числе и переходному, называется динамической механической характеристикой.
Статическая механическая характеристика (механическая характеристика) представляет собой геометрическое место точек на плоскости , соответствующих установившемуся режиму работы двигателя, а динамическая механическая характеристика есть геометрическое место точек на плоскости , каждая из которых зависит от времени.
Значения скорости и момента в установившемся режиме легко определяются точкой пересечения механических характеристик двигателя и механизма, т.к. в этой точке , что означает что При этом за положительное направление принято отрицательное направление .
Характеристики изображаются на плоскости в прямоугольной системе координат с осями и (рис.5-2).
Положение точки на плоскости, характеризуемое координатами , , определяет тот или иной режим работы двигателя. Из принятого положительного направления движения следует, что за исключением осей координат любая точка квадрантов 1 и 3, где знаки момента и скорости одинаковы, соответствует работе совершаемой двигателем, (т.е. ). Электрическая машина преобразует электрическую энергию в механическую. Точки квадрантов 2 и 4, где знаки моментов и скоростей различны, относятся к режиму потребления машиной механической энергии (). В этом случае она преобразует механическую энергию в электрическую. В двигательном режиме машина развивает движущий момент, в генераторном – тормозной. В отличие от двигательного тормозных режимов может быть несколько в зависимости от того, как используется преобразованная электрическая энергия. Тормозные режимы характеризуются следующим образом.
· Генераторный режим с отдачей энергии в сеть – режим рекуперативного торможения.
В этом режиме преобразованная электрическая энергия за вычетом потерь отдается машиной в сеть (или другой источник питания). Баланс мощностей
где - механическая мощность на валу машины, - электрическая мощность поступающая в сеть, - мощность потерь в силовых цепях электрической машины.
Переход из двигательного режима в режим генераторного торможения возможен при повышении скорости машины выше скорости идеального холостого хода, когда
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.