Лекция5
5.1 Общие сведения об электрических машинах. Среди различных энергетических машин, совершающих преобразование одного вида энергии в другой, существует обширный класс преобразователей, получивший название электрические машины. Электрическими называются машины, совершающие преобразование механической энергии в электрическую или обратное преобразование.
Электрическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии в электрическую, носит название "генератор". Машина, предназначенная для обратного преобразования, называется "двигатель".
Электрические машины обратимы. С помощью любой электрической машины может осуществляться электромеханическое преобразование в двух направлениях.
Процессы электромеханического преобразования энергии подразделяют на статические (установившиеся) и динамические, что определяется наличием или отсутствием динамического момента на валу электрической машины.
В соответствии с основным законом динамики для вращающегося тела векторная сумма моментов, действующих относительно оси вращения, равна производной от момента количества движения:
,
(5-1)
где
-
момент в [нм],
-
момент инерции в [нм2],
-
угловая скорость в [1/с].
В
системах электропривода основным режимом работы электрической машины является
двигательный режим. Момент сопротивления имеет
тормозящий характер по отношению к движению ротора и действуют навстречу моменту
двигателя
.
По этой причине положительное направление момента сопротивления принимают
противоположным положительному направлению момента двигателя, что приводит к
уравнению
.
(5-2)
В
уравнении (5-2) моменты являются алгебраическими, а не векторными величинами,
поскольку оба момента действуют относительно одной и той же оси вращения.
Правую часть уравнения (5-2) называют динамическим моментом ,
выражение для которого при
принимает
вид
(5-3)
В зависимости от знака динамического момента различают следующие режимы работы электрического двигателя:
1.
т.е.
разгон
при
,
торможение при
;
2.
т.е.
,
торможение при
,
разгон при
;
3.
,
т.е.
,
установившийся режим, т.е.
Из
анализа режимов работы двигателя следует, что установившийся режим является
частным случаем, он характеризуется работой двигателя с неизменной скоростью,
постоянными во времени и равными по величине и
.
Так
как момент двигателя в установившемся режиме является функцией скорости, то
равенство возможно
только при условии, что
-
постоянная величина или функция скорости. Если
есть
функция, например, пути (угла поворота), то даже при постоянной скорости
изменяется
во времени и установившийся режим невозможен.
Зависимости
угловой скорости от момента для двигателя называются
механическими характеристиками двигателя. Механические характеристики могут
быть представлен и обратными функциями:
.
Зависимость скорости двигателя от момента, соответствующая любому режиму его работы, в том числе и переходному, называется динамической механической характеристикой.
Статическая механическая
характеристика (механическая характеристика) представляет собой геометрическое
место точек на плоскости
,
соответствующих установившемуся режиму работы двигателя, а динамическая
механическая характеристика есть геометрическое место точек на плоскости
,
каждая из которых зависит от времени.
Значения
скорости и момента в установившемся режиме легко определяются точкой
пересечения механических характеристик двигателя и механизма, т.к. в этой точке
,
что означает что
При
этом за положительное направление
принято
отрицательное направление
.
Характеристики
изображаются на плоскости в прямоугольной системе координат с осями и
(рис.5-2).
Положение
точки на плоскости, характеризуемое координатами ,
,
определяет тот или иной режим работы двигателя. Из принятого положительного направления
движения следует, что за исключением осей координат любая точка квадрантов 1 и
3, где знаки момента и скорости одинаковы, соответствует работе совершаемой
двигателем, (т.е.
).
Электрическая машина преобразует электрическую энергию в механическую. Точки
квадрантов 2 и 4, где знаки моментов и скоростей различны, относятся к режиму
потребления машиной механической энергии (
).
В этом случае она преобразует механическую энергию в электрическую. В
двигательном режиме машина развивает движущий момент, в генераторном –
тормозной. В отличие от двигательного тормозных режимов может быть несколько в
зависимости от того, как используется преобразованная электрическая энергия.
Тормозные режимы характеризуются следующим образом.
· Генераторный режим с отдачей энергии в сеть – режим рекуперативного торможения.
В этом режиме преобразованная электрическая энергия за вычетом потерь отдается машиной в сеть (или другой источник питания). Баланс мощностей
где
-
механическая мощность на валу машины,
-
электрическая мощность поступающая в сеть,
-
мощность потерь в силовых цепях электрической машины.
Переход из двигательного режима в режим генераторного торможения возможен при
повышении скорости машины выше скорости идеального холостого хода, когда
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.