Лекция5
5.1 Общие сведения об электрических машинах. Среди различных энергетических машин, совершающих преобразование одного вида энергии в другой, существует обширный класс преобразователей, получивший название электрические машины. Электрическими называются машины, совершающие преобразование механической энергии в электрическую или обратное преобразование.
Электрическая машина, предназначенная для преобразования механической энергии в электрическую, носит название "генератор". Машина, предназначенная для обратного преобразования, называется "двигатель".
Электрические машины обратимы. С помощью любой электрической машины может осуществляться электромеханическое преобразование в двух направлениях.
Процессы электромеханического преобразования энергии подразделяют на статические (установившиеся) и динамические, что определяется наличием или отсутствием динамического момента на валу электрической машины.
В соответствии с основным законом динамики для вращающегося тела векторная сумма моментов, действующих относительно оси вращения, равна производной от момента количества движения:
 ,                                             
(5-1)
,                                             
(5-1)
где
 -
момент в [нм],
-
момент в [нм],  -
момент инерции в [нм2],
-
момент инерции в [нм2],  -
угловая скорость в [1/с].
-
угловая скорость в [1/с].
В
системах электропривода основным режимом работы электрической машины является
двигательный режим. Момент сопротивления  имеет
тормозящий характер по отношению к движению ротора и действуют навстречу моменту
двигателя
 имеет
тормозящий характер по отношению к движению ротора и действуют навстречу моменту
двигателя  .
По этой причине положительное направление момента сопротивления принимают
противоположным положительному направлению момента двигателя, что приводит к
уравнению
.
По этой причине положительное направление момента сопротивления принимают
противоположным положительному направлению момента двигателя, что приводит к
уравнению
 .                                              
(5-2)
.                                              
(5-2)
В
уравнении (5-2) моменты являются алгебраическими, а не векторными величинами,
поскольку оба момента действуют относительно одной и той же оси вращения.
Правую часть уравнения (5-2) называют динамическим моментом  ,
выражение для которого при
,
выражение для которого при  принимает
вид
принимает
вид                    
 (5-3)
                                                     (5-3)
В зависимости от знака динамического момента различают следующие режимы работы электрического двигателя:
1. 
 т.е.
 т.е.
 разгон
при
 разгон
при  ,
торможение при
,
торможение при  ;
;
2. 
 т.е.
 т.е.
 ,
торможение при
,
торможение при  ,
разгон при
,
разгон при  ;
;
3. 
 ,
т.е.
,
т.е.  ,
установившийся режим, т.е.
,
установившийся режим, т.е. 
Из
анализа режимов работы двигателя следует, что установившийся режим является
частным случаем, он характеризуется работой двигателя с неизменной скоростью,
постоянными во времени и равными по величине  и
 и
 .
.
Так
как момент двигателя в установившемся режиме является функцией скорости, то
равенство  возможно
только при условии, что
возможно
только при условии, что  -
постоянная величина или функция скорости. Если
-
постоянная величина или функция скорости. Если  есть
функция, например, пути (угла поворота), то даже при постоянной скорости
 есть
функция, например, пути (угла поворота), то даже при постоянной скорости  изменяется
во времени и установившийся режим невозможен.
 изменяется
во времени и установившийся режим невозможен.
Зависимости
угловой скорости от момента для двигателя  называются
механическими характеристиками двигателя. Механические характеристики могут
быть представлен и обратными функциями:
  называются
механическими характеристиками двигателя. Механические характеристики могут
быть представлен и обратными функциями:
 
  .
.
Зависимость скорости двигателя от момента, соответствующая любому режиму его работы, в том числе и переходному, называется динамической механической характеристикой.
 Статическая механическая
характеристика (механическая характеристика) представляет собой геометрическое
место точек на плоскости
         Статическая механическая
характеристика (механическая характеристика) представляет собой геометрическое
место точек на плоскости  ,
соответствующих установившемуся  режиму работы двигателя, а динамическая
механическая характеристика есть геометрическое место точек на плоскости
,
соответствующих установившемуся  режиму работы двигателя, а динамическая
механическая характеристика есть геометрическое место точек на плоскости  ,
каждая из которых зависит от времени.
,
каждая из которых зависит от времени.
Значения
скорости и момента в установившемся режиме легко определяются точкой
пересечения механических характеристик двигателя и механизма, т.к. в этой точке
 ,
что означает что
,
что означает что  При
этом за положительное направление
  При
этом за положительное направление  принято
отрицательное направление
принято
отрицательное направление  .
.
Характеристики
изображаются на плоскости в прямоугольной системе координат с осями  и
 и
 (рис.5-2).
(рис.5-2).
Положение
точки на плоскости, характеризуемое координатами  ,
,
 ,
определяет тот или иной режим работы двигателя. Из принятого положительного направления
движения следует, что за исключением осей координат любая точка квадрантов 1 и
3, где знаки момента и скорости одинаковы, соответствует работе совершаемой
двигателем,  (т.е.
,
определяет тот или иной режим работы двигателя. Из принятого положительного направления
движения следует, что за исключением осей координат любая точка квадрантов 1 и
3, где знаки момента и скорости одинаковы, соответствует работе совершаемой
двигателем,  (т.е.  ).
Электрическая машина преобразует электрическую энергию в механическую. Точки
квадрантов 2 и 4, где знаки моментов и скоростей различны, относятся к режиму
потребления машиной механической энергии (
).
Электрическая машина преобразует электрическую энергию в механическую. Точки
квадрантов 2 и 4, где знаки моментов и скоростей различны, относятся к режиму
потребления машиной механической энергии ( ).
В этом случае она преобразует механическую энергию в электрическую.  В
двигательном режиме машина развивает движущий момент, в генераторном –
тормозной. В отличие от двигательного тормозных  режимов может быть несколько в
зависимости от того, как используется преобразованная электрическая энергия.
Тормозные режимы характеризуются следующим образом.
).
В этом случае она преобразует механическую энергию в электрическую.  В
двигательном режиме машина развивает движущий момент, в генераторном –
тормозной. В отличие от двигательного тормозных  режимов может быть несколько в
зависимости от того, как используется преобразованная электрическая энергия.
Тормозные режимы характеризуются следующим образом.
· Генераторный режим с отдачей энергии в сеть – режим рекуперативного торможения.
В этом режиме преобразованная электрическая энергия за вычетом потерь отдается машиной в сеть (или другой источник питания). Баланс мощностей


 где
где 
 -
механическая мощность на валу машины,
-
механическая мощность на валу машины,  -
электрическая мощность поступающая в сеть,
-
электрическая мощность поступающая в сеть, 
 -
мощность потерь в силовых цепях электрической машины.
-
мощность потерь в силовых цепях электрической машины.
Переход из двигательного режима в режим генераторного торможения  возможен при
повышении скорости машины выше скорости идеального холостого хода, когда 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.