На рис. 5-11 представлены механические характеристики, которые при свободном обмене энергией между двигателем и сетью могут располагатьсяв любом из четырех квадрантов координатной системы М-. При этом обеспечиваются все возможные режимы (двигательный и тормозные) электрической машины. Характеристики 1 и 5, построенные для случая являются естественными механическими характеристиками для двух противоположных направлений вращения двигателя.
Характеристики 2 и 3 соответствуют увеличенному на и сопротивлениюякорной цепи, 4 - характеристика динамического торможения.
Характеристики рис. 5-11 построены в функции электромагнитного момента, момент же на валу двигателя меньше на величину момента потерь (в основном за счет трения между щетками и коллектором).
У двигателей малой мощности момент потерь двигателя относительно велик и может быть определен по паспортным данным двигателя. Поскольку в двигательном режиме момент на валу двигателя меньше электромагнитного момента на величину момента потерь, а в тормозном – больше на такую же величину, то механическая характеристика двигателя при терпит излом (рис.5-12).
На рис.5-13 показаны механические характеристики при изменении напряжения в цепи якоря.
Следует отметить, что обозначенные на рис.5-11 режимы работы электрической машины характерны не только для машин постоянного тока, но и для любых других типов машин.
Двигательный режим характеризуется потреблением электрической энергии и преобразованием её в механическую энергию за вычетом потерь:
|
Во втором (четвертом) квадранте при скорости машины превышающей значение скорости идеального холостого хода ( при ) ЭДС, наводимая в обмотке ротора при его вращении, становится больше напряжения источника питания. В соответствии с (5-6) ток двигателя изменит направление и электрическая энергия от электрической машины начнет поступать в источник питания (сеть). Возникает режим рекуперативного торможения с отдачей энергии в сеть или источник питания. Такой режим возможен при поступлении энергии от источника механической энергии (двигатель любого типа, опускающийся груз на грузоподъемном барабане и т.п.). Механическая энергия, поступающая со стороны вала двигателя преобразуется в электрическую за вычетом потерь:
.
Точка пересечения механической характеристики с осью скоростей является граничной и называется скоростью идеального холостого хода. Она не относится ни к одному из режимов, т.к. мощность машины в этой точке равно нулю
Режим рекуперативного торможения энергетически весьма целесообразен, т.к. позволяет полезно использовать механическую энергию, потребляемую с вала машины.
При переходе механической характеристики из первого квадранта в четвертый (из третьего во второй) она пересекает ось моментов, при этом изменяется знак скорости при сохранении знака момента. Изменение направления вращения ротора приводит к изменению знака ЭДС, которая теперь складывается с напряжением источника питания и их сумма определяет ток машины.
.
Такой режим получил название режима противовключения, т.к. направление вращения ротора двигателя не совпадает с направлением вращения на холостом ходу. В режиме противовключения энергия потребляется как из источника питания, так и с вала двигателя, а выделяется на сопротивлении якорной цепи.
Третий тормозной режим – режим динамического торможения получается при отключении обмотки ротора от сети и замыкании ее на сопротивление.
Ротор двигателя не получает питания, а машина работает генератором. Нагрузкой генератора является сопротивление динамического торможения . Если обмотка ротора замкнута накоротко, т.е. , нагрузкой генератора служит собственное сопротивление обмотки ротора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.