В лекции 15 было показано, что при анализе процессов в синхронной
машине, работающей в режиме вентильного двигателя, ее можно представить в виде двухфазной
модели во вращающейся с синхронной скоростью системе координат d-q. В такой
координатной системе реальные обмотки статора с приложенными к ним
синусоидальными напряжениями заменяются двумя расположенными по осям d и q и
вращающимися вместе с ними обмотками, к которым приложены напряжения
и
,
представляющие собой проекции обобщенного вектора напряжения
на
эти оси. Поскольку ротор двигателя вращается в пространстве с угловой скоростью
,
напряжение возбуждения
,
представляющее собой напряжение постоянного тока, и ток возбуждения
можно
рассматривать как вращающиеся в пространстве обобщенные вектора, направленные
по оси d, т.е. имеющие проекции только на ось d:
.
С учетом того,
что частота роторной ЭДС равна нулю,
,
уравнения ((1)Л.15) для неявнополюсной машины примут вид:
(1)
Подставляя
из
третьего уравнения в первое, можно записать выражение для обобщенного вектора
напряжения на статоре в виде:
.
В статическом
режиме, имея в виду, что входящее сюда выражение
представляет
собой сдвинутый на
относительно
тока
вектор
ЭДС, наводимой в обмотках статора потоком ротора, получим:
![]()
.
Учитывая, что
,
а
,
систему равенств (1) можно записать в виде: проекций на оси вращающейся системы
координат:
![]()
(2)
Определив
или
(так как
)
и подставив это в третье уравнение, можно с учетом пятого равенства установить
связь между
и
проекцией вектора потокосцепления статора на ось d:

(3)
На основании
приведенных выражений, в предположении, что составляющая тока
положительна,
на рис.1 построена пространственная векторная диаграмма, на которой через
обозначен
угол между векторами
и
,
отсчитываемый от оси d против
часовой стрелки.
На основании общей формулы для момента двигателя
где
-
мнимая часть произведения вектора потокосцепления ротора на комплексно-сопряженный
вектор тока статора, можно, обозначив
получить
![]()
или,
поскольку
![]()
Отсюда следует, что при данном значении потокосцепления
ротора требуемый момент двигателя будет обеспечиваться при минимальном значении
тока статора, если будет обеспечено равенство
,
т.е. составляющая тока статора по оси d будет равна нулю. Выражения (2) при этом приобретут
вид:
![]()
(4)
а формула для момента с учетом последнего равенства будет
![]()
,
где обозначено
-
потокосцепление обмотки статора от тока возбуждения. Соответствующая векторная
диаграмма приведена на рис.2.
При задании
средствами системы управления вентильным двигателем угла
угловой
сдвиг
между
напряжением на статоре
и
током статора
,
как следует из рис.2, следующим образом связан со значениями частоты напряжения
питания и тока статора:
(5)
В режиме идеального холостого хода ток статора равен нулю, а вектор ЭДС совпадает с вектором приложенного напряжения.
Равенство
может
быть непосредственно обеспечено при управлении током статора двигателя. При
этом задача управления вентильным двигателем состоит в том, чтобы для каждого
мгновенного значения угла поворота ротора (оси d ) относительно статора (неподвижной системы координат x-y) формировать
мгновенные значения токов фаз двигателя так, чтобы угол
между
векторами
и
был
равен 90°.
Другим способом
управления является управление статорным напряжением, при котором, в отличие от
предыдущего случая, формируются мгновенные значения фазных напряжений. Если при
этом поддерживать равным 90°
угол между
и
(
,
то в системе уравнений (1) изменится первое выражение, которое запишется в
виде:
.
(6)
Связь между
и
определяется
равенством (3).
Этому соответствует
векторная диаграмма рис.3. На ней ток статора показан отстающим от напряжения
на
угол
,
который с учетом выражения (6) определится как
![]()
=
.
При этом угол между
и
будет
равен
.
Значение этого угла определяет отклонение рассматриваемого режима работы от
оптимального, которым является режим при
и
![]()
Для того
чтобы при управлении напряжением реализовать режим работы двигателя с
,
что соответствует векторной диаграмме рис.2, нужно обеспечить сдвиг вектора
относительно
оси d на угол
(см.
рис.2), который с учетом (5) определится как
.
Сделать это
достаточно сложно, поскольку угол является функцией скорости (частоты) и
момента нагрузки двигателя. Задача упрощается, если двигатель предназначен для
работы на низких скоростях, когда можно пренебречь ЭДС вращения, положив с
определенной степенью приближения E=0. Тогда
требуемый сдвиг напряжения относительно оси d может быть определен как
.
При малых значениях
выполняется
неравенство
и
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.