Представители темперамента «Дионис» отмечали следующие проблемы: нежелание подчиняться формальным требованиям (80 % обследованных), трудности самоорганизации (24%). Очевидно, им необходимо в первую очередь обратить внимание на развитие волевых качеств и дисциплинированности. Проиллюстрируем данный вывод примером из практики консультирования. Вячеслав Т., 19 лет, был приглашен на беседу с психологом по поводу низкой успеваемости, систематических дисциплинарных нарушений и пропусков занятий. При первом знакомстве произвел впечатление жизнерадостного, не отягощенного проблемами, веселого и контактного человека. Будучи обаятельным собеседником, тем не менее, не приложил особых стараний при работе с психологическими тестами, кроме тех единичных, которые его заинтересовали. Обладая высоким интеллектом и живым чувством юмора, стремился намеренно отвлечь психолога от целенаправленной кропотливой работы. В ходе беседы выяснилось, что устойчивого интереса к учебе у него не было, учился только «ради получения диплома». Активно занимался коммерцией, его увлечения были кратковременны и неглубоки. Отрицал наличие у себя каких-либо психологических проблем. Психолог порекомендовал Вячеславу Т. научиться перспективному планированию рабочего дня и недели, стараться придерживаться составленного им самим распорядка дня, совершенствовать навыки самоконтроля, стремиться к снижению демонстративных проявлений в поведении, что уменьшит вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Для темперамента «Прометей» были характерны: неустойчивость самооценки (у 80% обследованных), затруднения эмоционального неформального общения (у 60%), нежелание подчиняться официальным требованиям (у 60%). Представителям данного типа можно предложить овладение способами самостоятельной стабилизации самооценки (например, самовнушение, самогипноз), развитие навыков преодоления избыточной дистанции при общении. Приведем характерный пример. Эдуард Н., 22 лет, самостоятельно обратился за консультацией специалиста в связи с серьезными затруднениями в личной жизни, неустойчивой,резко меняющейся самооценкой, отдельными невротическими проявлениями. В процессе беседы Эдуард Н. вел себя корректно, доброжелательно, активно и творчески сотрудничал с психологом. Свои проблемы высказывал четко и осмысленно. Основной источник дискомфорта в своей жизни связывал с неудачными супружескими отношениями, в чем видел проявление собственной несостоятельности. При этом стремился любой ценой скрыть свои психологические проблемы от окружающих. Внутреннее напряжение иногда проявлялось неожиданными агрессивными реакциями. Превосходя своих сверстников по объективным показателям жизненной успешности, Эдуард Н. не был удовлетворен собой. Было рекомендовано воспитывать у себя эмоциональную открытость, не скрывать от окружающих свои слабости и затруднения, относиться к себе более мягко и снисходительно, не пытаясь контролировать абсолютно все жизненные проявления. Психологом было также предложено овладеть приемами самовнушения с целью формирования и поддержания устойчивой позитивной самооценки.
Представители темперамента «Аполлон» отличались: повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью (80% обследованных), неэффективной саморегуляцией (60%), недостаточным развитием организаторских способностей (50 %). В соответствии с этим, представителям данного типа рекомендуется развитие навыков стабилизации эмоционального состояния, повышения стресс-устойчивости (в частности, приемы аутогенной тренировки) и тренинг организаторских способностей. Рассмотрим проблемы данного типа на примере Александра М., 20 лет. Он предъявлял жалобы на плохой сон, повышенную утомляемость и неудовлетворенность неформальным общением, а также излишнюю чувствительность и ранимость. В беседе выглядел мягким, доброжелательным и предупредительным. Вследствие высокой общительности и открытости с легкостью делился с психологом своими затруднениями. Однако причины этих затруднений оставались для него недостаточно ясными. Из беседы стало известно, что для преодоления нередко возникающих отрицательных эмоций астенического характера Александр М. не прилагал достаточных усилий. Психологом было предложено научиться сохранять упорядоченность и эффективность деятельности, несмотря на неизбежные «всплески» отрицательных эмоций. Для нормализации сна рекомендованы специфические формы аутогенной тренировки. Для развития волевых качеств и организаторских способностей Александру М. было рекомандовано посещать группу социально-психологического тренинга.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено существенное влияние типа темперамента на внутренние психологические механизмы и внешние проявления поведения людей в сложных жизненных ситуациях. Использование теоретического подхода и опросника Д.Кейрси обеспечивает повышение эффективности психо-коррекционной работы с клиентами центров занятости и другими категориями населения, нуждающимися в психологической помощи. Работа с рекомендуемым опросником не требует специальной психологической подготовки. Диагностика типов темперамента позволяет достаточно надежно прогнозировать психологические проблемы и подбирать индивидуально-ориентированные методы психокоррекционной и реабилитационной работы. Обоснованный в настоящей работе методический подход может быть рекомендован к практическому использованию в различных областях и сферах социальной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992.
2. Keirsey D., Bates М. (1978). Please, understand me. Del Mar, SA:
Prometheus Nemesis Book Co.
3. Keirsey D. (1989). Portraits of temperament. Second edition, Del Mar, SA: Prometheus Nemesis Book Co.
4. Павлов К.В., Овчинников Б.В. Темперамент и типологические особенности обработки информации в сенсорных системах. Механизмы регуляции физиологических функций. Тезисы докладов конференции молодых ученых и специалистов. СПб, 1992, с. 81—82.
5. Павлов К.В., Овчинников Б.В., Тутушкина М.К. Психодиагностика основных типологических характеристик личности. Методические рекомендации. СПб.: СПбГАСУ, 1994. 57 с.
По вопросам приобретения методики, необходимых для работы материалов, компьютерной версии, обращайтесь по адресу: 195067, Санкт-Петербург, К-67, Пискаревский пр., 47, СПб государственная медицинская академия, заведующему кафедрой педагогики и психологии Овчинникову Борису Владимировичу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.