Индивидуально-типологический подход в психокоррекционной работе, страница 3

Представители темперамента «Дионис» отмечали следующие проб­лемы: нежелание подчиняться формальным требованиям (80 % обсле­дованных), трудности самоорганизации (24%). Очевидно, им необ­ходимо в первую очередь обратить внимание на развитие волевых ка­честв и дисциплинированности. Проиллюстрируем данный вывод примером из практики консультирования. Вячеслав Т., 19 лет, был приглашен на беседу с психологом по поводу низкой успеваемости, систематических дисциплинарных нарушений и пропусков занятий. При первом знакомстве произвел впечатление жизнерадостного, не отягощенного проблемами, веселого и контактного человека. Будучи обаятельным собеседником, тем не менее, не приложил особых ста­раний при работе с психологическими тестами, кроме тех единичных, которые его заинтересовали. Обладая высоким интеллектом и живым чувством юмора, стремился намеренно отвлечь психолога от целенап­равленной кропотливой работы. В ходе беседы выяснилось, что ус­тойчивого интереса к учебе у него не было, учился только «ради полу­чения диплома». Активно занимался коммерцией, его увлечения были кратковременны и неглубоки. Отрицал наличие у себя каких-либо психологических проблем. Психолог порекомендовал Вячеславу Т. на­учиться перспективному планированию рабочего дня и недели, ста­раться придерживаться составленного им самим распорядка дня, совер­шенствовать навыки самоконтроля, стремиться к снижению демонстративных проявлений в поведении, что уменьшит вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Для темперамента «Прометей» были характерны: неустойчивость самооценки (у 80% обследованных), затруднения эмоционального не­формального общения (у 60%), нежелание подчиняться официальным требованиям (у 60%). Представителям данного типа можно пред­ложить овладение способами самостоятельной стабилизации самоо­ценки (например, самовнушение, самогипноз), развитие навыков пре­одоления избыточной дистанции при общении. Приведем характерный пример. Эдуард Н., 22 лет, самостоятельно обратился за консультацией специалиста в связи с серьезными затруднениями в личной жизни, неустойчивой,резко меняющейся самооценкой, отдельными не­вротическими проявлениями. В процессе беседы Эдуард Н. вел себя корректно, доброжелательно, активно и творчески сотрудничал с психологом. Свои проблемы высказывал четко и осмысленно. Основной источник дискомфорта в своей жизни связывал с неудачными супру­жескими отношениями, в чем видел проявление собственной несостоя­тельности. При этом стремился любой ценой скрыть свои психо­логические проблемы от окружающих. Внутреннее напряжение иногда проявлялось неожиданными агрессивными реакциями. Превосходя своих сверстников по объективным показателям жизненной успеш­ности, Эдуард Н. не был удовлетворен собой. Было рекомендовано воспитывать у себя эмоциональную открытость, не скрывать от окру­жающих свои слабости и затруднения, относиться к себе более мягко и снисходительно, не пытаясь контролировать абсолютно все жизненные проявления. Психологом было также предложено овладеть приемами самовнушения с целью формирования и поддержания устойчивой позитивной самооценки.

Представители темперамента «Аполлон» отличались: повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью (80% обследован­ных), неэффективной саморегуляцией (60%), недостаточным развитием организаторских способностей (50 %). В соответствии с этим, представителям данного типа рекомендуется развитие навыков стабилизации эмоционального состояния, повышения стресс-ус­тойчивости (в частности, приемы аутогенной тренировки) и тренинг организаторских способностей. Рассмотрим проблемы данного типа на примере Александра М., 20 лет. Он предъявлял жалобы на плохой сон, повышенную утомляемость и неудовлетворенность неформальным общением, а также излишнюю чувствительность и ранимость. В беседе выглядел  мягким, доброжелательным и предупредительным. Вследствие высокой общительности и открытости с легкостью делился с психологом своими затруднениями. Однако причины этих затруд­нений оставались для него недостаточно ясными. Из беседы стало изве­стно, что для преодоления нередко возникающих отрицательных эмоций астенического характера Александр М. не прилагал достаточ­ных усилий. Психологом было предложено научиться сохранять упоря­доченность и эффективность деятельности, несмотря на неизбежные «всплески» отрицательных эмоций. Для нормализации сна рекомендо­ваны специфические формы аутогенной тренировки. Для развития во­левых качеств и организаторских способностей Александру М. было рекомандовано посещать группу социально-психологического тренинга.

Таким образом, в результате проведенного исследования установле­но существенное влияние типа темперамента на внутренние психо­логические механизмы и внешние проявления поведения людей в слож­ных жизненных ситуациях. Использование теоретического подхода и опросника Д.Кейрси обеспечивает повышение эффективности психо-коррекционной работы с клиентами центров занятости и другими кате­гориями населения, нуждающимися в психологической помощи. Рабо­та с рекомендуемым опросником не требует специальной психологиче­ской подготовки. Диагностика типов темперамента позволяет достаточ­но надежно прогнозировать психологические проблемы и подбирать индивидуально-ориентированные методы психокоррекционной и реабилитационной работы. Обоснованный в настоящей работе ме­тодический подход может быть рекомендован к практическому исполь­зованию в различных областях и сферах социальной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992.

2. Keirsey D., Bates М. (1978). Please, understand me. Del Mar, SA:

Prometheus Nemesis Book Co.

3. Keirsey D. (1989). Portraits of temperament. Second edition, Del Mar, SA: Prometheus Nemesis Book Co.

4. Павлов К.В., Овчинников Б.В. Темперамент и типологические особенности обработки информации в сенсорных системах. Механизмы регуляции физиологических функций. Тезисы докладов конференции молодых ученых и специалистов. СПб, 1992, с. 81—82.

5. Павлов К.В., Овчинников Б.В., Тутушкина М.К. Психодиаг­ностика основных типологических характеристик личности. Ме­тодические рекомендации. СПб.: СПбГАСУ, 1994. 57 с.

По вопросам приобретения методики, необходимых для работы ма­териалов, компьютерной версии, обращайтесь по адресу: 195067, Санкт-Петербург, К-67, Пискаревский пр., 47, СПб государственная медицинская академия, заведующему кафедрой педагогики и психо­логии Овчинникову Борису Владимировичу.