Индивидуально-типологический подход в психокоррекционной работе, страница 2

Поэтому, на следующем этапе работы специфика психологических проблем представителей различных типов темперамента изучалась в ходе дополнительного углубленного обследования группы учащихся

медицинского училища и студентов младших курсов одного из медицинских вузов Санкт-Петербурга. Всего обследовано 550 человек (308 мужчин и 242 женщины в возрасте 17—22 лет). Использовались методы объективного шкалированного наблюдения, индивидуальной беседы, анкетирования и общепринятые психологические тесты (стан­дартизированный метод исследования личности, 16-ти факторный личностный опросник Кеттела, шкала тревожности Спилбергера— Ханина, анкета «Прогноз», методика ценностных ориентации Рокича). Процентное соотношение выявленных типов в контрольной группе представлено в таблице 3.

Таблица 3

Процентное соотношение типов темперамента среди лиц контрольной группы

Обследован­ные группы

Тип Эпиметей

Тип Дионис

Тип Прометей

Тип Аполлон

Девушки

38,4

9.5

3,3

48,8

Молодые мужчины

58,4

3,9

9,1

28,6

Из таблицы 3 видно, что процентное соотношение типов в конт­рольной выборке учащихся и студентов в основном совпадало с ана­логичными данными группы клиентов центров занятости (см.табл. 1).

Результаты углубленного психологического исследования конт­рольной группы представлены в таблице 4.

Из таблицы 4 видно, что типологические группы существенно различались по показателям психологического статуса. Вся обследо­ванная выборка характеризовалась средне-популяционным уровнем нервно-психической устойчивости. При этом наибольшей устойчивос­тью обладали представители типов «Прометей» и «Эпиметей». Этот показатель отражает способность к самоконтролю и отсутствию «сры­вов» в наблюдаемом поведении. Уровень реактивной тревожности, свидетельствующий о субъективной выраженности стресса, был наименьшим у представителей типов «Дионис» и «Эпиметей». Склон­ность к психастеническим невротическим реакциям оказалась наиболь­шей у представителей типа «Аполлон». При этом по показателю общей адаптации тип «Аполлон» превосходил все остальные группы. Сопо­ставление двух вышеуказанных показателей свидетельствует о высо­кой «психологической цене» адаптации к условиям жизни и деятель­ности представителей этого типа.

 Таблица 4

Показатели психологического статуса лиц контрольной группы (баллы)

Показатели

Тип Эпиметей

Тип Дионис

Тип Прометей

Тип Аполлон

Нервно-психичес­кая неустойчивость

11,1±0,3

13,3±1,6

10,6±0,8*

12,5±0,6*

Уровень реактивной тревожности

35,8±0,6*

34,7±3,9

37,9±1,6

38,4±1,0*

Склонность к псих­астеническим реакциям

50,4 ±1,5*

47,1 ±6,4

50,5±2,9

55,6±1,9*

Показатель общей адаптации

3,3±0,2

4,б±1,2

2,9±0,3*

4,9±0,9

Примечание: звездочками обозначены достоверно различающиеся типы, р < 0.05.

Учитывая, что мировоззрение человека является стержневым ме­ханизмом формирования глубинных психологических проблем и ока­зывает влияние на выбор предпочитаемых и отвергаемых видов дея­тельности, нами было проведено исследование ценностных ориентации по методике Рокича. В целом, оно подтвердило теоретические представ­ления Д.Кейрса о базовых различиях мировоззрения четырех типов темперамента. В частности, представители типа «Эпиметей» отдавали приоритет интересной работе, а на последнее место ставили развле­чения. Лица типа «Дионис» предпочитали полноту и насыщенность жизни, придавая минимальное значение своему интеллектуальному развитию. Группа «Прометеев», как и следовало ожидать, в наивысшей степени ценили жизненную мудрость, а в наименьшей — семью. Глав­ной ценностью для представителей типа «Аполлон» была любовь, на последнее место они ставили общественное признание. Можно предпо­ложить, что перечисленные существенные различия ценностных ориентации лиц разных типов темперамента дают ключ к пониманию их глубинных личностных проблем.

С целью более подробного изучения субъективных причин, способ­ствующих возникновению дезадаптационных нарушений, было прове­дено дополнительное исследование учащихся и студентов контрольной группы методами анкетирования и беседы. Для каждого из типов были выявлены самостоятельные перечни психологических проблем.

Представители темперамента «Эпиметей» среди наиболее сложных моментов в своей жизни называли: затруднения при неформальном общении (40% обследованных, избыточные агрессивные эмоциональ­ные реакции в ситуациях стресса (15%). Для успешной адаптации представителям данной группы целесообразно рекомендовать развитие коммуникативных навыков (тренинг общения) и навыков саморегу­ляции. В качестве примера приведем реальный случай кон­сультирования студента медицинского вуза 20-летнего Андрея К. — яркого представителя типа «Эпиметей». Он обратился к психологу по поводу неудачно складывающихся личных отношений с девушкой, ко­торая испытывала с ним скуку, отсутствие непосредственного эмоционального контакта. Других психологических проблем у себя не видел. Общение с психологом проходило на формальном уровне, однако в исключительно корректной и вежливой форме. От психолога ожидал конкретных и четких практических рекомендаций. Из беседы стало ясно, что в ходе повседневного общения Андрей К. проявляет недоста­точную гибкость, излишнюю прямолинейность и резкость суждений. Поэтому ему было рекомендовано пройти тренинг повышения ком­муникативной компетентности, обратив особое внимание на приобре­тение дипломатичности и эмпатичности общения. Кроме того, с целью предотвращения конфликтов с окружающими (из-за вспышек гнева) психолог предложил формировать навыки «отсроченных» реакций в ситуациях фрустрации и столкновения противоположных с другими людьми интересов.