Для динамической нелинейности
запись комплексного коэффициента передачи: (как
и ранее, получается при замене
в выражении
.
Структура гармонически линеаризованных нелинейных систем
Если в НСАУ включена двузначная или динамическая нелинейность, то модель системы можно представить в виде, изображенном на рисунке:
Линеаризованная нелинейность представлена форсирующим
звеном, операторный коэффициент передачи которого: . Такое звено повышает устойчивость линейных САУ. Можно предположить,
что если ввести в НСАУ нелинейность с гистерезисом, то устойчивость системы
будет лучше (только гистерезис должен быть опережающим).
Если нелинейность в системе статическая однозначная, то в структурной схеме она будет заменена пропорциональным звеном:
Автоколебания в нелинейной системе
В реальной линейной системе автоматического управления невозможны колебания постоянной амплитуды без наличия специального периодического входного воздействия. Собственные движения могут иметь незатухающий вид только в том случае, если характеристическое уравнение ЛСАУ имеет хотя бы один чисто мнимый корень (с нулевой вещественной частью).
В НСАУ могут существовать особые режимы «автоколебаний». Автоколебания – собственные колебания в нелинейной системе, обладающие свойством устойчивости, то есть способностью сохранять амплитуду и форму (частоту) колебаний. Автоколебания в реальных системах появляются из-за наличия гистерезиса, люфта, всевозможных зазоров в механических соединениях, наличия реле и других причин. Автоколебания в таких нелинейных системах ухудшают качество переходного процесса, не дают ему окончательно затухнуть. В особо точных системах позиционирования автоколебания просто недопустимы.
Для расчета такого рода колебаний подходит метод гармонической линеаризации, который позволяет определить амплитуду и частоту первой гармоники этих колебаний.
После линеаризации нелинейного элемента данным методом рассматривают следующую структурную схему:
Расчет выполняется с использованием критериев устойчивости линейных систем. Например, согласно критерию Найквиста система находится на границе устойчивости (то есть в ней возможны незатухающие и ненарастающие колебания) когда годограф АФЧХ разомкнутой САУ проходит через точку с координатами (-1, j0):
,
где
и
- амплитуда и частота возможных
автоколебаний. Данное равенство сводится к уравнению:
Выделим в полученном линейную и мнимую части:
Решением этой системы являются искомые и
.
Данная
задача может быть решена и графически. Для этого уравнение преобразуется
к виду:
. В случае статических нелинейностей
.
|
Как
следует из рисунка, строятся две кривые: |
Решение данной задачи может быть найдено и на плоскости логарифмических характеристик (кому как удобнее).
Следует
иметь ввиду, что решений может быть несколько, кроме того, и
могут
вовсе не быть истинными параметрами автоколебаний, так как метод гармонической
линеаризации дает лишь необходимое условие наличия автоколебаний. Достаточное
условие должно заключать в себе рассмотрение всех гармоник, что практически нереально.
В
том случае, если в результате решения не найдено искомых и
,
можно с уверенность сказать, что в системе отсутствуют автоколебания.
С помощью метода гармонической линеаризации могут быть решены следующие задачи:
Задача №1. Оценка дихотомии НСАУ, то есть оценка структуры НСАУ, в которой не может быть автоколебаний.
Задача №2. Оценка симметричных и несимметричных автоколебаний в НСАУ, расчет их заданных параметров и устойчивость.
Задача №3. Оценка устойчивости динамических процессов в НСАУ. Речь идет о процессах, вызванных внешними возмущениями типа 1(t).
Задача №4. Расчет динамических процессов в НСАУ и определение их качества (анализ НСАУ).
Задача №5. Синтез НСАУ. Разработано много методов синтеза различных классов НСАУ. Есть метод динамического синтеза НСАУ, разработанный И.П. Пальтовым.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.