Для динамической нелинейности запись комплексного коэффициента передачи: (как и ранее, получается при замене в выражении .
Структура гармонически линеаризованных нелинейных систем
Если в НСАУ включена двузначная или динамическая нелинейность, то модель системы можно представить в виде, изображенном на рисунке:
Линеаризованная нелинейность представлена форсирующим звеном, операторный коэффициент передачи которого: . Такое звено повышает устойчивость линейных САУ. Можно предположить, что если ввести в НСАУ нелинейность с гистерезисом, то устойчивость системы будет лучше (только гистерезис должен быть опережающим).
Если нелинейность в системе статическая однозначная, то в структурной схеме она будет заменена пропорциональным звеном:
Автоколебания в нелинейной системе
В реальной линейной системе автоматического управления невозможны колебания постоянной амплитуды без наличия специального периодического входного воздействия. Собственные движения могут иметь незатухающий вид только в том случае, если характеристическое уравнение ЛСАУ имеет хотя бы один чисто мнимый корень (с нулевой вещественной частью).
В НСАУ могут существовать особые режимы «автоколебаний». Автоколебания – собственные колебания в нелинейной системе, обладающие свойством устойчивости, то есть способностью сохранять амплитуду и форму (частоту) колебаний. Автоколебания в реальных системах появляются из-за наличия гистерезиса, люфта, всевозможных зазоров в механических соединениях, наличия реле и других причин. Автоколебания в таких нелинейных системах ухудшают качество переходного процесса, не дают ему окончательно затухнуть. В особо точных системах позиционирования автоколебания просто недопустимы.
Для расчета такого рода колебаний подходит метод гармонической линеаризации, который позволяет определить амплитуду и частоту первой гармоники этих колебаний.
После линеаризации нелинейного элемента данным методом рассматривают следующую структурную схему:
Расчет выполняется с использованием критериев устойчивости линейных систем. Например, согласно критерию Найквиста система находится на границе устойчивости (то есть в ней возможны незатухающие и ненарастающие колебания) когда годограф АФЧХ разомкнутой САУ проходит через точку с координатами (-1, j0):
, где и - амплитуда и частота возможных автоколебаний. Данное равенство сводится к уравнению:
Выделим в полученном линейную и мнимую части:
Решением этой системы являются искомые и .
Данная задача может быть решена и графически. Для этого уравнение преобразуется к виду: . В случае статических нелинейностей .
Как следует из рисунка, строятся две кривые: и . По точке их пересечения В определяется из уравнения кривой и из кривой . |
Решение данной задачи может быть найдено и на плоскости логарифмических характеристик (кому как удобнее).
Следует иметь ввиду, что решений может быть несколько, кроме того, и могут вовсе не быть истинными параметрами автоколебаний, так как метод гармонической линеаризации дает лишь необходимое условие наличия автоколебаний. Достаточное условие должно заключать в себе рассмотрение всех гармоник, что практически нереально.
В том случае, если в результате решения не найдено искомых и , можно с уверенность сказать, что в системе отсутствуют автоколебания.
С помощью метода гармонической линеаризации могут быть решены следующие задачи:
Задача №1. Оценка дихотомии НСАУ, то есть оценка структуры НСАУ, в которой не может быть автоколебаний.
Задача №2. Оценка симметричных и несимметричных автоколебаний в НСАУ, расчет их заданных параметров и устойчивость.
Задача №3. Оценка устойчивости динамических процессов в НСАУ. Речь идет о процессах, вызванных внешними возмущениями типа 1(t).
Задача №4. Расчет динамических процессов в НСАУ и определение их качества (анализ НСАУ).
Задача №5. Синтез НСАУ. Разработано много методов синтеза различных классов НСАУ. Есть метод динамического синтеза НСАУ, разработанный И.П. Пальтовым.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.