Лучевую диаграмму разбивки iтp по геометрическому ряду строят следующим образом. На оси ординат откладывают номинальное Мн и минимальное Mmin значения момента двигателя. По условию — это границы диапазона загрузки двигателя независимо от передачи. Режимы работы двигателя в точках регуляторной характеристики Мн и Mmin являются предельными. Это означает, что передачу необходимо переключать именно в этих точках, т.е. прежде, чем нагрузка на двигатель превысит пределы диапазона Мн-Mmin. При повышении нагрузки надо включить смежную пониженную передачу, а при снижении — смежную повышенную.
Далее через точки Мн и Mmin проводят две линии, параллельные оси абсцисс. На оси абсцисс откладывают точки Ркmах=Рк1 и Ркmin=Рк5. Из точки Рк1 восстанавливают перпендикуляр до пересечения с линией Мн. Соединив точку пересечения Рк1 и Мн с началом координат, получают зависимость Мк=f(Рк) для I передачи.
Точка а пересечения зависимостей Мк=f(Рк1) с линией Мmin соответствует режиму работы двигателя, при котором необходимо переключить передачу с I на II, потому что ниже нагрузки Mmin работать нельзя по условию. Следовательно, точка а соответствует минимальному нагрузочному режиму на I передаче и максимальному (номинальному) на II передаче. Это значит, что перпендикуляр, опущенный из точки а на ось абсцисс в месте пересечения с ней обозначит точку Рк2, т.е. тяговое усилие при номинальном режиме работы двигателя. На пересечении этого перпендикуляра с линией Мн находится точка, соединив которую прямой линией с началом координат, получим зависимость Мк=f(Рк2) для II передачи.
Изложенным методом построение продолжают до момента нахождения точки Мк=f(Рк5). Жирная ломаная линия на рисунке 7.2 отражает режим работы трактора по передачам.
Чем меньше диапазон Мн-Mmin, тем ближе к номинальному режиму будет работа двигателя с большей средней мощностью и с меньшим удельным расходом топлива. Но при меньшем диапазоне Мн-Mmin разбивка iтр более дробная, что вызывает необходимость увеличения числа передач в том же тяговом диапазоне. Для ДПМ предельными режимами работы являются точки Мmax и Мн регуляторной характеристики.
Нетрудно заметить, что при одинаковом диапазоне нагрузки на двигатель по передачам интервал изменения тягового усилия между передачами разный:
Рк1-Рк2>Рк2-Рк3>…>Ркn-1-Ркn.
Способность трансмиссии сохранять загрузку двигателя близкой к номинальной (в диапазоне Мn-Мmin) при разных нагрузочных режимах работы трактора по Ркр придает более высокие эксплуатационно-технологические свойства МТА. Поэтому на сельскохозяйственных тракторах широко применяют коробки с разбивкой передаточных чисел трансмиссии по закону геометрической прогрессии.
Геометрическая прогрессия — это последовательность чисел, каждое из которых равно предыдущему, умноженному на некоторое постоянное число, называемое знаменателем. Для рассмотренного примера основное уравнение геометрической прогрессии имеет следующий вид:
где ; …; …;
Для трактора с ДПМ qi≈Мн/Мmax.
Знаменатель этой геометрической прогрессии
(7.4)
Диапазон транспортных скоростей делят также по закону геометрической прогрессии, но с другим знаменателем. Число транспортных передач меньше, чем основных, поэтому qiтр<qip.
Современные тракторы оснащают коробками передач с числом ступеней, как правило 8-12 (не ниже). Большинство тракторов имеет коробки передач с 12-ю скоростями и более (до 40).
7.3. Совмещение характеристик двигателя и механической трансмиссии
Известно, что тягово-динамические свойства трактора существенно зависят от параметров регулярной характеристики двигателя, в частности от запаса крутящего момента, определяемого согласно ГОСТ 18509—98 по коэффициенту μк, который рассчитывают по формуле
где Мтах, Мн — максимальное и номинальное значение крутящего момента двигателя.
На практике вместо стандартного показателя часто используют коэффициент приспособляемости двигателя по крутящему моменту
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.