Колеса тракторов общего назначения сдваивают с целью снижения вредного воздействия движителей на почву при выполнении ранневесенних операций на влажных взрыхленных почвах и увеличении сцепного веса для работы в составе широкозахватных почвообрабатывающих посевных комплексов. При этом увеличивается площадь следов всех движителей, но повышаются урожайность, проходимость и улучшаются тягово-сцепные свойства. Трактор переводится в смежный повышенный тяговый класс. За рубежом сдваивание колес применяют практически на всех колесных тракторах 4К4. на отечественных тракторах новых моделей 4К4 также предусмотрено сдваивание колес.
Сдваивание колес проявляется на тяговых показателях трактора следующим образом. В левой части потенциальной тяговой характеристики, в зоне высоких скоростей движения и номинального тягового усилия, сдваивание колес мало отражается на тягово-сцепных свойствах. Его влияние наиболее ощутимо при высоких тяговых усилиях. Так, при δ=14-15 % максимальное тяговое усилие трактора К-744Р2 на одинарных колесах составило 66 и 61 кН соответственно на стерне и поле под посев, а на сдвоенных колесах — 75 и 69 кН.
На пропашных тракторах колеса сдваивают при переходе на узкие шины из условий вписываемости в узкие междурядья. В этом случае между колесами предусматривают зазор, достаточный для того, чтобы между ними проходил рядок обрабатываемых растений и оставалась необходимая защитная зона. Дополнительный эффект такого сдваивания, как и в случае с тракторами общего назначения, —улучшение тягово-сцепных свойств.
Влияние давления воздуха в шинах на тягово-сцепные свойства трактора через отдельные составляющие энергетического баланса достаточно обстоятельно рассмотрено в четвертом разделе. Рекомендуемые значения давления указаны в заводских инструкциях по эксплуатации тракторов.
Тягово-сцепные свойства колесных тракторов при работе в тяжелых дорожных условиях или на слабосвязных почвах улучшают за счет установки полугусеничного хода, решетчатых уширителей колес, дополнительных металлических почвозацепов.
При работе гусеничных тракторов в особо трудных условиях (на болоте, льду, сыпучем песке, снежной дороге и целине) с целью повышения тягово-сцепных показателей применяют уширители, башмаки, снижающие поперечное скольжение, и балласт перед радиатором.
Изменение параметров силового привода влияет на использование потенциальных тяговых свойств трактора и сводится главным образом к включению и выключению одного ведущего моста или блокировке межколесного дифференциала у трактора 4К4а.
Работа трактора с дифференциалом достаточно подробно рассмотрена в пятом разделе.
Контрольные вопросы и задания
1. Изобразите график тяговой характеристики трактора со ступенчатой трансмиссией. Как можно приблизить эту характеристику к потенциальной тяговой характеристике трактора?
2. Как следует пользоваться тяговой характеристикой для выбора оптимальной загрузки трактора при агрегатировании?
3. В какой связи находятся регуляторная характеристика двигателя и тяговая характеристика трактора?
4. Какие параметры трактора определяют при тяговом расчете?
5. Какие основные показатели трактора зависят от его веса и мощности двигателя?
6. По какому принципу выполняют разбивку передаточных чисел коробки передач?
7. Как следует согласовывать плотность скоростного ряда трансмиссии с регуляторной характеристикой двигателя?
8. Назовите условия расчета эксплуатационной массы трактора.
9. Назовите условия определения номинальной эксплуатационной мощности тракторного двигателя.
10. Как рассчитывается динамический радиус ведущего колеса трактора?
11. Как влияет загрузка трактора на производительность и топливную экономичность МТА?
12. Как влияет изменение сцепного веса на тягово-сцепные свойства трактора?
13. Как влияет сдваивание колес и изменение давления в шинах на тягово-сцепные свойства трактора?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.