6. Имея тяговую характеристику трактора, можно определить значения тягового КПД или gкp при частичной загрузке трактора по мощности на конкретном почвенном фоне. Для этого достаточно знать значения Ne и Nкр или Gт и Nкрпри соответствующей загрузке и использовать формулу или gкр=Gт/Nкр.
7.6. Повышение показателей тягово-сцепных свойств тракторов
В процессе статистического анализа большого количества тяговых характеристик колесных и гусеничных тракторов всех тяговых классов, полученных при испытаниях в различных почвенно-климатических условиях, установлены четко выраженные границы изменения коэффициента использования сцепного веса тракторов с ходовыми системами разных типов в зависимости от буксования.
В одинаковых почвенных условиях гусеничные тракторы по использованию веса значительно превосходят колесные (рис. 7.6). Это объясняется большей площадью контакта гусеничного движителя с почвой, различиями формы пятна контакта, более низким давлением движителя на почву. Кроме того, в образовании тягового усилия гусеничных тракторов участвует весь вес трактора, а колесных 4К2 только часть его, приходящаяся на ведущие колеса.
Следовательно, при одинаковых массе mэи буксовании δ гусеничный трактор в сравнении с колесным может развивать большее тяговое усилие Ркр. В эксплуатации это преимущество проявляется в меньшем буксовании, что положительно отражается на производительности, агротехнических свойствах и топливной экономичности.
Рисунок 7.6 - Осредненная зависимость коэффициента φкр от буксования δ трактора на стерне пшеницы: 1 — гусеничный трактор; 2 — колесный трактор 4К4; 3 — колесный трактор 4К2
Все способы повышения тягово-сцепных свойств тракторов основаны на изменении следующих трех факторов: распределения сцепного веса; параметров ходовой системы; параметров силового привода.
Изменение сцепного веса возможно за счет применения балласта или настройки навесной системы и ее гидравлической части.
Цель балластирования — увеличить сцепной вес трактора и изменить распределение его по осям. Для одних тракторов балластирование является средством улучшения тягово-сцепных свойств (тракторы тягово-энергетической концепции), а для других оно необходимо в первую очередь из условий сохранения продольной устойчивости и управляемости. Так, на многих универсально-пропашных тракторах при работе с навесными машинами грузы следует навешивать впереди. Их навешивают также на передние и задние колеса. На гусеничных тракторах тягово-энергетической концепции балласт крепят впереди.
Эффективность балластирования отражена в приведенных ниже результатах тяговых испытаний трактора МТЗ-82 на стерне.
За счет увеличения массы трактора на 28 % получен прирост при ηтmax тягового усилия 28 %, а при 20 %-ном буксовании — 44 %. Существенное улучшение тягово-сцепных свойств приводит к заметному повышению производительности и снижению расхода топлива. Колесные тракторы по-разному приспособлены к балластированию. Отношение массы трактора с балластом к массе без балласта колеблется в пределах 1,05-1,40.
Сцепной вес трактора можно эффективно увеличить за счет применения ГСВ и настройки навесной системы.
Изменение параметров ходовой системы колесных тракторов заключается в рациональном подборе типоразмера шин, давления в них и сдваивании колес, а гусеничных — в замене гусеницы одной ширины гусеницей другой ширины.
Для универсально-пропашных тракторов шины разных размеров необходимы по условиям вписываемости их в междурядья пропашных культур. Шины также должны быть разными у одного и того же трактора, работающего в поле, на транспорте и т. д. Некоторые фирмы предлагают к трактору до 10 комплектов шин, соответствующих тем или иным условиям работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.