Ежегодная потребность АПК РФ по экспертным оценкам, составляет 100-110 тыс. тракторов. Но из-за отсутствия у товаропроизводителей собственных средств на приобретение техники, недостаточной государственной помощи парк тракторов ежегодно обновляется лишь на 3,7–4,0 % при сокращении на 8,5-10 %, что привело к обвальному снижению объемов производства тракторов до 6 - 8 тыс. в 2002-2008 г.г. при 530 тыс. в 1985 г.
Рынок сельскохозяйственных тракторов в РФ находится в крайне сжатом состоянии, из-за экономического неблагополучия предприятий АПК. При этом многие модели, выпускаемые более 15-20 лет, к настоящему времени морально устарели. Качество снизилось, усилилось отставание от технического уровня зарубежных аналогов по показателям надежности, автоматизации, условиям работы оператора, экологичности и топливной экономичности. Уровень безопасности серийных тракторов в реальной эксплуатации к 2009 г. снизился на 43 %.
Из-за ослабленных позиций отечественных тракторостроителей, крупнейшие зарубежные корпорации за 2006-2008 гг. реализовали на внутреннем рынке России около 15 тыс. тракторов при соотношении цен 3,5– 7,0. Импортные поставки сельскохозяйственных тракторов из дальнего зарубежья достигли 70 % российского объема производства тракторной техники. Наибольшую часть в структуре импорта занимают машины из Германии (30,1 %) и США (19,9 %).
Выполненный анализ показал, что новые модели отечественных тракторов по большинству показателей технического уровня и долговечности не уступают зарубежным аналогам, соответствуют требованиям имеющихся агротехнологий и значительно лучше приспособлены к условиям эксплуатации в России – разнообразию почвенно-климатических зон, отечественным сортам топлива, масел, большому парку сельскохозяйственных машин и орудий, выпускаемым запчастям, имеющейся ремонтной базе. По критерию цена – качество новая техника достаточно конкурентоспособна на внутреннем рынке России и СНГ, хотя экспорт ее ежегодно снижается на 10-15 %. Сохранившийся достаточно высокий научно-производственный потенциал отрасли способен обеспечить стратегию развития тракторостроения, предусматривающую господствующее положение (до 85%) на внутреннем рынке отечественной продукции за счет повышения ее качества, конкурентоспособности и наращивания выпуска. Ключевую роль в этом должны сыграть элементно-агрегатная база и государственное регулирование качества и конкурентоспособности тракторов, в особенности по критериям безопасности, условий труда и экологической безопасности.
По прогнозной оценке для высокоэффективного использования 90-94 млн. га пашни АПК России должен располагать парком в 1325 тыс. тракторов, из которых 1243 тыс. потребуется для обслуживания растениеводства (включая 425 тыс. для фермерских хозяйств, 150 тыс. для МТС) и 82 тыс. для животноводства. Однако фактическая структура не соответствует оптимальной. Наличный парк обеспечивает потребности сельских товаропроизводителей по различным моделям от 12 до 54 % при средней обеспеченности 31,8 %. Удельные показатели тракторооснащенности сельскохозяйственных организаций в 2,5, а по фермерским хозяйствам - в 1,7 раза ниже требуемых.
Российский рынок тракторов в настоящее время формируется производителями следующих категорий:
- отечественные тракторные заводы;
- тракторостроительные предприятия стран СНГ (ближнее зарубежье);
- фирмы - производители тракторной техники дальнего зарубежья.
В 2007 г. было продано 35690 новых тракторов (таблица 2.1), в том числе производства отечественных заводов - 7790 (21,8 %), заводов СНГ - 22570 (63,2 %) и заводов дальнего зарубежья - 5330 (15,0 %).
При значительном общем росте рынка тракторов с 1996 по 2007 г.г. (3,7 раза) устойчивым ростом можно считать период с 2004 г. по 2007 г., когда средний прирост составил 20,8 %. Характерной особенностью рынка является постоянное увеличение доли тракторов поставляемых из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.