В соответствии с нормативами [6] сельскохозяйственный трактор должен иметь диапазоны скоростей движения (м/с): основные – 1,9–4,2, дополнительные – 0,7–1,9 и транспортные – 4,5–10,5. Необходимое число передач в заданных диапазонах рассчитывается в соответствии с рациональной структурой ряда передач, в основе которой лежит принцип геометрической прогрессии, не всегда учитывающий для упрощения конструкции КП вероятную перегрузку двигателя, связанную с неравномерностью тягового сопротивления машин и орудий.
При выполнении основных механизированных работ нагрузка изменяется [7] в пределах =1,1–1,3. Её макроколебания могут отслеживаться ДПМ трактора в том случае, если обеспечивается необходимый набор передач с коэффициентом скоростного ряда коробки передач . Поэтому применение ДПМ на сельскохозяйственных тракторах принципиально меняет концептуальный характер требований к МТУ: необходимо отслеживать работу двигателя на корректорной ветви характеристики в диапазоне частоты вращения , с учетом мощности энергетического спектра основных частот макроколебания нагрузки. Совершенствование характеристики ДПМ целесообразно вести в направлении расширения корректорной ветви, а также в сторону больших номинальных частот вращения, выдерживая . Для МТУ с ДПМ перспективных моделей тракторов общего назначения при =1,35–1,50 следует обеспечить [3, 5] в основном диапазоне значения коэффициентов скоростного ряда трансмиссии =1,20–1,25 и =1,30–1,35. Повышение эффективности работы в транспортном диапазоне достигается переводом дизеля на повышенный уровень мощности при номинальной частоте вращения.
Обобщая проведенный анализ концепции развития МТУ сельскохозяйственных тракторов можно выделить следующие направления и технические решения:
- развитие МТУ с высокой степенью использования мощности тракторного двигателя на базе ДПМ, вальных КП с ПНХ, ГМТ и двухпоточных ГОТ, обеспечивающих повышение среднего уровня тяговой мощности на 5-18 % и расширение тягового диапазона на 20-30 % при снижении расхода топлива на единицу работы;
- оснащение МТУ многоуровневыми ДПМ с промежуточным охлаждением надувочного воздуха и улучшенными за счет применения аккумуляторных топливных систем до международных норм Euro-3 топливными и экологическими показателями, охватывающими при одинаковой элементно-агрегатной базе широкий диапазон мощностных и тяговых классов тракторов;
- обеспечение рациональной структуры скоростного ряда передач основных диапазонов, позволяющей отслеживать макроколебания тяговой нагрузки бесступенчатым регулированием скорости движения МТА при использовании силового агрегата трактора в наиболее экономичной зоне.
2.4. Состояние и перспективы формирования тракторного парка
К 1990 году насыщенность тракторного парка страны приблизилась в количественном отношении к необходимой (1460 тыс. шт.) технологической потребности и по своему составу и техническому уровню в основном обеспечивала насущные нужды сельскохозяйственного производства России. Тракторооснащенность составила 11,2 трактора на 100 га пашни, что в 3 раза меньше, чем в США.
В настоящее время российский тракторный парк в результате несостоявшихся реформ катастрофически сокращается и стареет. В начале 2008 г. в парке насчитывалось менее 600 тыс. зарегистрированных тракторов, 80 % из которых эксплуатировались за пределами срока амортизации. Столь глубокая и быстрая деградация тракторного парка как часть общей деградации аграрной отрасли поставила Россию на грань потери продовольственной независимости. Сегодня стране со 140-миллионным населением, располагающей 94 млн. га пашни, для обеспечения продовольственной независимости необходимо устойчивое производство 100 млн. га зерна. С учетом применения современных технологий производства разной интенсивности это требует для сельскохозяйственных организаций 818 тыс. тракторов при оснащенности 9,1 физических трактора со средней мощностью 110-120 л.с. на 1000 га пашни [5]. Фермерский сектор свои 6,2 % продукции производит заявленным парком в 159 тыс. тракторов при среднем размере пашни 70,8 га. Расчетная потребность для обработки 14,7 млн. га (29 тракторов мощность 70 л.с. на 1000 га пашни) составит 425 тыс. тракторов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.