Таблица 2.8 - Выбросы вредных веществ при сжигании топлив, г/кг
Вредные вещества |
Бензиновый двигатель |
Дизель |
Производство электроэнергии |
|
нефть |
уголь |
|||
СО CnHm NOX SO2 Твердые частицы |
369 22,6 30 10,5 21 40,9 1,5 5,6 1,5 7,6 |
0,005-0,05 0,42 10-14 20,8xS 0,5-1,3 |
0,09-0,25 0,1 9-10 19xS 8хА |
|
Примечание. S - доля серы в топливе, %; А - зольность топлива, %. |
Ежегодно автомобилями и тракторами в атмосферу выбрасывается примерно 20-27 млн. т монооксида углерода, 2-2,5 млн. т углеводородов, 6-9 млн. т оксида азота, до 190 тыс. т соединений серы, до 100 тыс. т сажи, 13 тыс. т тяжелых металлов, 200-230 млн. т диоксида углерода и выделяется до 3,1·1012 МДж теплоты. Из общего объема выбросов нормируемых веществ парком автотранспортных систем России в перечете на СО 70 % приходится на автомобили, 9,4 % - на тракторы и сельхозмашины, 7,3 % - на воздушный транспорт, 9,2 % - на железные дороги. Отечественный автомобильный парк ежегодно потребляет 10-12 % воспроизводства кислорода над всей территорией страны.
Обобщение исследований (таблица 2.9) показывает, что сельскохозяйственные МЭС воздействуют на окружающую среду 23 факторами, вызывающими 10 видов вредных воздействий, для исключения которых необходимо решение проблем по 31 направлению.
Таблица 2.9 – Воздействие сельскохозяйственных МЭС
на окружающую среду
Вредные последствия |
Факторы воздействия |
Проблемы обеспечения экологической безопасности и конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
Уплотнение почвы |
Большая масса. Высокое и неравномерное давление движителей на почву. Большое число проходов по полю при возделывании сельскохозяйственных культур |
Уменьшение массы до экономически обоснованного уровня. Увеличение площади опорной поверхности и совершенствование движителей. Оптимизация положения центра масс. Обоснование параметров по условиям экологической безопасности. Использование массы агрегатируемых машин в качестве сцепной |
Разрушение (распыление) поверхности почвенного слоя |
Повышение буксования движителей из-за отсутствия контроля. Высокие скорости взаимодействия движителя и рабочего органа с почвой. Несовершенство движителей |
Повышение тягово-сцепных свойств. Снижение буксования движителей. Применение резинотросовых гусениц. Создание шагающих движителей с дискретным следообразованием |
Продолжение таблицы 2.9. |
||
1 |
2 |
3 |
Водная эрозия почвы |
Нарушение микрорельефа поверхности полей (развалы, колея, бульдозерный эффект от управляемых колес) |
Обеспечение работы с плугами для гладкой вспашки. Совершенствование системы управления, обеспечение суперманевренности |
Загрязнение атмосферы продуктами сгорания (токсичными выбросами) |
Повышенный расход топлива на единицу производительности (продукции). Низкая загрузка двигателя на полевых и транспортных работах. Несовершенство процесса сгорания топлива в ДВС |
Повышение топливной экономичности двигателя и применение альтернативных топлив. Повышение КПД машины. Применение ДПМ. Увеличение загрузки двигателя за счет улучшения разгона агрегата путем уменьшения инерционных сил и моментов. Автоматизация режимов загрузки двигателя. |
Повышенный расход энергии в производстве машин |
Низкий уровень использования рециклированных материалов. Несовершенство технологических процессов |
Применение в конструкции рециклируемых материалов. Совершенствование системы управления |
Загрязнение атмосферы и почвы вредными продуктами износа (частиц и летучих компонентов) |
Применение узлов трения с материалами, содержащими канцерогенные вещества (асбест и др.). Недостаточная износостойкость шин, фрикционных материалов |
Замена в трибосалюсных (предназначенных для рассеивания энергии) механизмах фрикционных материалов экологически безопасными. Применение фрикционных материалов, работающих в масле, механизмов поворота гусеничных машин с гидроприводом |
Загрязнение почвы и воды маслами, топливом и токсическими выбросами |
Обрыв маслопроводов, течи через соединения и прокладки. Разлив масел, рабочих жидкостей и топлива при техническом обслуживании и заправке |
Автоматическая защита от залпового выброса масла при аварийном нарушении герметичности гидропривода. Повышение качества соединений маслопроводов |
Шумовое загрязнение атмосферы. Электромагнитные излучения |
Недостаточная эффективность системы глушения внешнего шума. Недостаточная шумоизоляция кабины водителя, несовершенство рабочего процесса двигателя |
Совершенствование рабочего процесса двигателей. Применение высокоэффективных шумопоглощающих материалов, капсулирование отсека двигателя. Совершенствование конструкции глушителей шума в системе впуска и выпуска двигателя |
Продолжение таблицы 2.9. |
||
1 |
2 |
3 |
Загрязнение окружающей среды при дорожнотран-спортных происшествиях |
Различие транспортных скоростей машин, движущихся в одном транспортном потоке. Несовершенство механизмов управления. Несовершенство тормозных систем машин и прицепов |
Совершенствование механизмов управления. Рациональное повышение транспортных скоростей тракторов. Замена аккумуляторных батарей накопителями энергии в системе пуска двигателя |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.