Концепция развития и использования сельскохозяйственных тракторов. Концепция развития тракторного парка России, страница 19

Изыскание наиболее рациональных и эффективных путей энергосбережения в сельском хозяйстве требует объективной, всесторонней комплексной оценки всех ступеней технологического процесса по сопоставимым показателям, позволяющим надежно ранжировать их.

Наиболее объективным и достоверным методом представляется энергетический анализ технологических процессов, учитывающий прямые и косвенные затраты, отнесенные к единице выполненной работы (расход обобщенной энергии в МДж на один условный эталонный гектар выработки).

Таблица 2.10 - Структура и оценка энергозатрат при создании и использовании сельскохозяйственных тракторов общего

назначения тяговых классов 3-5

Этапы полного жизненного цикла

Удельные затраты энергии

МДж/усл. эт. га

Процент к сумме

Создание и производство

Предпродажная подготовка, хранение, доставка с учетом добавленной стоимости

Использование (энергия израсходованных ГСМ)

Текущий ремонт и техническое обслуживание

Прочие

Всего

71,0

1,4

833,6

13,0

9,1

928,1

7,6

0,2

89,8

1,4

1,0

100,0

Расчеты [15], выполненные на основе методики энергетического анализа технологических процессов в сельском хозяйстве (таблица 2.10) позволяют обоснованно определить наиболее значимые направления энергосбережения. Энергозатраты, отнесенные к условному эталонному гектару, в сфере производства и поставки трактора составляют 7,8 % общих энерговложений за период его работы, а 92,2 % падают на использование. Существенно, что в процессе использования трактора наибольшие энерговложения связаны с расходом горюче-смазочных материалов (89,8 %). Это показывает, что экономии и повышению эффективности использования топлива должно быть уделено особое внимание.

2.8. Направления адаптации тракторов к условиям эксплуатации

В основу разработки комплекса мероприятий по адаптации тракторов к условиям использования следует положить системную оценку влияющих на показатели эффективности факторов, предполагающую рассмотреть их структуру и степень воздействия на работоспособность; определить рациональный диапазон снижения этих воздействий обоснованными методами и техническими средствами с целью обеспечения наивысших показателей работы.

При прогнозировании эффективности функционирования тракторов в условиях вероятностного характера нагрузочного режима работы МТА широкое применение получила, разработанная С.А. Иофиновым и Л.Е. Агеевым, модель типа «вход-выход» [16]. В качестве входного параметра принята приведенная к двигателю нагрузка МС, а выходными переменными являются частота вращения коленчатого вала nд, эффективная мощность двигателя Ne и удельный расходы топлива gе. Математические ожидания энергетических и топливных показателей, установленные по параметрам регуляторной характеристик двигателя, позволяют определить их оптимальные значения по классическому методу исследования функций на экстремум.

Модели функционирования МТА в условиях вероятностного характера внешних воздействий, разработанные на основе метода функций случайных аргументов, позволяют с высокой достоверностью оценить влияние переменной нагрузки на энергетику трактора и показатели использования агрегата. Однако они не учитывают динамические процессы в подсистемах МТА при передаче колебаний от ведущего колеса трактора к коленчатому валу, а также частотный спектр внешней нагрузки.