Необходимость многопланового решения проблемы адаптации машин к различным природно-производственным условиям привела к возникновению большого количества математических моделей прогнозирования и оптимизации эксплуатационных параметров МЭС. Наиболее полно означенные вопросы освещены в работе [3]. Модели формирования основных эксплуатационных параметров и режимов агрегатирования построены на основе принципов системного подхода с применением многоуровневой иерархии исследований, при которой описание процессов более высокого уровня определяется обобщением факторизованных переменных нижних уровней. Применение системного подхода позволяет обосновать критерии оптимизации, а также установить структурные составляющие общей системы, определяющей рациональные параметры и скоростные режимы работы тракторов и возможность их реализации в конкретных и обобщенных условиях эксплуатации.
Обобщение и систематизация факторов, определяющих эффективность работы тракторов в составе МТА позволили по природе возникновения и характеру воздействия разделить их на три группы.
К первой, наиболее значимой группе относятся воздействия внешней среды, неуправляемый и непрерывный характер которых, порождаемый изменением почвенно-рельефных и погодных условий, а также особенностями технологического процесса, обусловливает колебания нагрузочно-скоростного режима работы при выполнении различных операций. Эти колебания оказывают самое неблагоприятное воздействие на энергетические параметры трактора, технико-экономические и агротехнические показатели МТА.
Вторая группа – это внутренние факторы, обусловленные динамическими свойствами двигателя, совмещением его скоростной характеристики с нагружающими и преобразующими характеристиками трансмиссии, а также отклонениями их параметров от установленных значений. Они характеризуют потенциальные возможности МЭС и связаны с обеспечением рациональных режимов совместной работы агрегатов, определяющих выходные показатели. Поэтому изменение массоэнергетических параметров тракторов на основе балластирования и применения ДПМ с перспективными бесступенчатыми трансмиссиями существенно улучшает их технологические свойства.
Третью группу факторов представляют управляющие воздействия тракториста при работе, организационные и технические мероприятия по увеличению загрузки и улучшению режима работы МТУ. Управляющие воздействия включают оценку оператором-трактористом эффективности функционирования МТА и качества технологического процесса средствами контроля и комплекс его воздействий на объект контроля с помощью органов управления, имеющий целью соблюсти эксплуатационные допуски на агротехнические, энергетические, технические, эргономические и другие параметры. Сюда же следует отнести и работу устройств, автоматически поддерживающих и восстанавливающих такие служебные свойства, как рациональный тепловой режим функциональных систем, оптимальное давление в гидроприводе МЭС и т.п. Однако эти воздействия зачастую, по определённым причинам, ограничены по возможности и эффективности применения. Это относится к рациональному комплектованию и выбору рабочих скоростей МТА, использованию ВОМ и гидропривода, обеспечению надлежащего нагрузочно-скоростного и температурного режимов функционирования МТУ.
Анализ отечественных и зарубежных исследований и опыт эксплуатации позволили обосновать основные принципы и этапы общей системы ресурсосберегающего использования энергонасыщенных тракторов (рис. 2.14), включающие:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.