Автомобили и прицепы к ним, уборочные комбайны и некоторые другие машины, используемые в сельскохозяйственное производство, снабжены шинами высокого давления, поэтому они оказывают большее по сравнению с тракторами давление на почву.
Основное требование к средствам механизации сельскохозяйственных работ — щадящее воздействие на плодородие почвы. Большое значение имеют пористость почвы, содержание влаги, размеры почвенных частиц и пор между ними, количество живых микроорганизмов и условия их существования. В переуплотненных почвах возникает явление пространственной тесноты, возрастает сопротивление развитию корней. Растение достигает наибольшей продуктивности лишь при определенной плотности почвы.
В зависимости от типа почвы и культивируемого на ней растения оптимальная плотность почвы 1,0-1,5г/см3. Исследованиями установлено, что структура влажной почвы не нарушается при предельном давлении на нее 0,06-0,1 МПа, а сухой — при 0,2-0,3 МПа. Поэтому основная задача при выполнении механизированных работ состоит в том, чтобы воздействие движителей на почву сопровождалось наименьшим ее уплотнением, нужное значение которого можно достичь прикатыванием.
Механическое воздействие движителей на почву не исчерпывается только уплотнением и уменьшением ее пористости, снижающей возможности жизнедеятельности макро- и микроорганизмов, а также развития корневой системы растений. От контакта с движителями разрушается структура верхнего слоя почвы, она измельчается. Вследствие этого усиливаются процессы эрозии, из почвы более интенсивно выветриваются и вымываются наиболее плодородные компоненты.
8.6.5. Снижение вредного воздействия движителей на почву
Способы снижения уплотнения почвы тракторными движителями. Снижение вредного воздействия тракторных движителей на почву достигается за счет применения трактора, тип и параметры движителя которого соответствуют данному агрофону, а также правильным выбором состава машинно-тракторного агрегата.
Наиболее радикальное направление снижения вредного воздействия движителей на почву — применение гусеничных тракторов. Однако они менее универсальны, чем колесные, не могут перемещаться по дорогам с твердым покрытием, что препятствует их широкому использованию в сельскохозяйственных зонах с развитой сетью благоустроенных дорог. В связи с этим большую перспективу имеет применение резиновой гусеницы.
Вредное воздействие колесных движителей на почву может быть снижено до уровня вредного воздействия гусеничных тракторов несколькими способами. К их числу относятся: сдваивание колес, применение шин низкого давления и арочных шин.
С целью снижения уплотнения почвы колесными тракторами следует применять шины низкого давления, позволяющие работать при давлении воздуха 0,06-0,12 МПа. Для энергетических средств транспортно-технологического назначения наиболее эффективным способом снижения вредного воздействия на почву является применение арочных шин.
Вредное воздействие движителей на почву можно снизить, применяя широкозахватные и комбинированные агрегаты. При работе с широкозахватными агрегатами вредное воздействие движителей на почву уменьшается за счет снижения относительной площади вытаптывания обработанного поля движителями трактора по мере увеличения ширины захвата агрегата.
Агротехнические и технологические приемы снижения вредного воздействия МТА на почву. Основное агротехническое правило — рациональность структуры посевов с максимальным включением в севооборот культур, восстанавливающих плодородие почвы. Для каждой сельскохозяйственной зоны должна быть своя структура посевов.
Восстанавливающее воздействие на почву оказывает сбалансированная система удобрения полей, предусматривающая внесение большого количества органических удобрений и ограничение химических средств защиты растений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.