Характеристика спектральной плотности сельскохозяйственного фона показана на рисунке 8.15. Она отражает непрерывный спектр частот, составляющих случайную функцию. При движении по одному и тому же полю с разной скоростью весь спектр частот колебаний будет смещаться по оси абсцисс влево (при снижении скорости) или вправо (при повышении скорости). На рисунке это отображено разными масштабными линейками приведенной частоты для скоростей движения 1,5, 2, 2,5 м/с. Масштаб ординаты также будет разным для различных скоростей движения. Его можно рассчитать по отношению сравниваемых скоростей движения трактора:
Sq(ω,v2)=(v1/v2)Sq(ωприв, v1).
Таким образом, по спектральной плотности, характеризующей одну скорость движения, можно определить значение спектральной плотности для любой другой скорости на данном фоне.
Рисунок 8.15 - Спектральная плотность неровностей вспаханного поля при движении поперек борозд
8.5.2. Показатели плавности хода
Плавность хода трактора оценивают по влиянию колебаний главным образом на физическое состояние и здоровье человека. От плавности хода трактора зависят тягово-динамические показатели, производительность и агротехнические качества выполняемой операции.
Термин «плавность хода» означает свойство трактора обеспечивать защиту водителя и элементов конструкции от динамических нагрузок в процессе движения. Эту общую и понятную характеристику плавности хода можно оценивать конкретными показателями «плавности» из числа известных и общепринятых единиц физических измерений: амплитуда, частота, скорость и ускорение колебаний, которым подвержен оператор машины при движении.
Водитель оценивает плавность хода субъективно, по собственным ощущениям, которые зависят от интенсивности колебаний и длительности их воздействия. Установлено, что хорошая плавность характеризуется вертикальными колебаниями, свойственными человеческому телу при ходьбе 60-90 шагов в минуту, т.е. с частотой 1-1,5Гц. Организм человека наиболее чувствителен к вертикальным колебаниям в диапазоне частот 4-8 Гц и горизонтальным — в диапазоне 1-2 Гц. При этом колебания воспринимаются по-разному, в зависимости от частот. Низкие частоты воспринимаются пропорционально ускорениям, средние — скоростям, а высокие — перемещениям. Поэтому стандарт устанавливает разные нормативные значения скорости и ускорения для колебаний в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также для колебаний с разной частотой.
8.5.3. Трактор как колебательная система
Из всех видов колебаний, которым подвержен трактор, в теории плавности хода изучают вертикальные, горизонтальные, продольные и продольно-угловые. Различают колебания двух видов в зависимости от факторов, их вызывающих, — собственные и вынужденные. Собственные колебания машины — это характеристический параметр, определяемый ее массой, упругими свойствами и геометрическими размерами. Вынужденные колебания возникают в результате взаимодействия машины с неровностями опорной поверхности, по которой она движется. Эти колебания зависят от характеристики неровностей, скорости движения и параметров машины, определяющих ее собственные колебания.
Теоретически колебания подразделяют на затухающие и незатухающие. Практически незатухающих колебаний в машинах не может быть, так как они совершаются в механизмах за счет упругих свойств элементов, обладающих различными видами трения. Энергия колебаний поглощается энергией трения.
Для изучения плавности хода тракторный агрегат представляют в виде системы из нескольких масс, соединенных между собой деталями. Динамическая система плавности хода многомассовая. Укрупненно ее делят на подрессоренную и неподрессоренную.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.