5. ТяговО-СЦЕПНЫЕ СВОЙСТВА и энергетический баланс трактора
5.1. Уравнение тягового баланса трактора
Тяговый баланс трактора аналитически можно выразить уравнением, отражающим баланс движущей силы и сил сопротивления.
В соответствии с рисунком 5.1 составим уравнение проекций сил на ось, параллельную поверхности пути:
Хк=Р'кр+Хп+Pj+Pw+ Gэsinα, (5.1)
где Хк. — реактивная, толкающая трактор сила, возникающая в пятне контакта ведущего колеса с почвой; Р'кр — горизонтальная составляющая силы тягового сопротивления (приложена в месте соединения трактора с машиной); Хп — реактивная сила в пятне контакта ведомого колеса с почвой; Pj— сила инерции (приложена в центре масс); Pw— сила сопротивления воздуха (приложена в центре парусности).
При подъеме и разгоне силы Pi=Gэsinα и Pj=Gэjтр/g соответственно берут со знаком «плюс», при спуске и замедлении — со знаком «минус».
Рисунок 5.1 - Схема сил и моментов, действующих на трактор в продольной плоскости в общем случае движения
Реакции Хк и Хп смещены от вертикальной оси колес вперед соответственно на расстояние ак и ап. Из уравнения равновесия моментов, действующих на ведущее колесо, можно найти выражение для определения реакции Хк. Это позволит учесть все силовые факторы в уравнении тягового баланса.
Уравнение равновесия моментов относительно точки Оз (оси заднего колеса) имеет следующий вид:
Мвед=Хкrд+Yкак, откуда
Хк=Мвед/rд–Yкак/rд, или
Хк=Рк-Мfк/rд=Рк-Рfк, где Pfк=Mfк/rд и MfK — соответственно сила и момент сопротивления качению ведущего колеса.
Из уравнения моментов, действующих на ведомое колесо относительно оси его вращения 05, найдем реакцию Хп:
Хпrп = Yпaп= Mfп,
откуда
Хп=Mfп/rп=Pfп,
где rn — динамический радиус переднего ведомого колеса.
Подставляя значения Хк и Хп в исходное уравнение баланса сил, действующих на трактор, получим касательную силу тяги, уравновешиваемую суммой следующих сил:
Рк=Р’кр+Рfк+Pfп+Pj+Pw+Gэsinα. (5.2)
Если принять, что сила сопротивления качению трактора Рf=Pfп+Рfк и cosγкp=1, т.е. Ркрcosγкp=P’кр=Ркр, а горизонтальную составляющую Gэsinα обозначить через Рi то уравнение тягового баланса колесного трактора примет вид
Рк=Ркр+Рf+Pj+Pi+Pw. (5.3)
Режим движения сельскохозяйственного трактора по полю характеризуется следующими особенностями:
• скорость 5-15 км/ч; сопротивление воздуха мало и им можно пренебречь — Pw=0;
• машинно-тракторный агрегат движется без значительных изменений скорости, поэтому инерционными силами также можно пренебречь — Pj=0;
• как правило, уклоны полей незначительные (Q=0-3 град) и можно принять Рj=0.
С учетом этих особенностей уравнение тягового баланса (5.3) имеет следующий вид:
Рк=Ркр+Рf. (5.4)
Итак, при равномерном движении трактора по горизонтальной поверхности касательная сила тяги Рк, образуемая на ведущем колесе ведущим моментом, равна сумме горизонтальной составляющей силы тягового сопротивления Ркр и силы сопротивления качению Pf.
5.2. Нормальные реакции почвы на колеса трактора
Силы реакции дороги существенно влияют на тяговые и тормозные свойства трактора, его продольную устойчивость и управляемость.
Значения нормальных составляющих реакции дороги Yпи Ук на колеса трактора изменяются в зависимости от внешних сил и моментов, действующих во время работы. В условиях эксплуатации значения этих реакций определяются составом МТА и характером технологической операции. Рассмотрим общий случай ускоренного движения трактора с задней ведущей осью на подъем с прицепом (рис. 5.1).
Сумма проекций сил и реакций на ось ординат имеет вид
Yп+Yк=Gэcosa+Pкpsinγ. (5.5)
Силу тягового сопротивления Ркр перенесем по линии ее действия в точку О4. Тогда плечо hкр момента от силы Ркр cosγ будет равно h'кp + акр tgγ.
Уравнение моментов относительно точки О2 имеет вид
Yп(L+ап)=Gэацcosα–Yкaк-(Pj+Gэsinα)hu–Pкphкpcosγ.
Решение этого уравнения относительно Yп дает
(5.6)
где cosγ≈1;Mf=(Yкaк+Yпaп)=Pfrд.
Чем больше Yn, тем выше продольная устойчивость трактора, тем лучше сцепление управляемых колес с почвой и управляемость. Из выражения (5.6) следует, что нормальная реакция, действующая на передние колеса, зависит от угла подъема пути, тяговой нагрузки, расположения центра масс трактора и сопротивления качению.
Нормальная реакция дороги на ведущее колесо с учетом формул (5.5) и (5.6)
или
(5.7)
Реакция Yк существенно влияет на тягово-сцепные показатели трактора колесной формулы 4К2. Из выражения (5.7) следует, что второй, третий и четвертый члены числителя одинаковы с такими же членами выражения (5.6), но имеют противоположный знак. Их суммарное изменение при увеличении тягового усилия по-разному влияет на реакции Yп и YK: если передние колеса разгружаются, то задние — нагружаются, т. е. происходит перераспределение веса трактора по осям (рис. 5.2). Кроме того, в выражение (5.7) входит член Ркрsinα, учитывающий влияние вертикальной составляющей тягового сопротивления орудия на реакцию дороги под задними колесами трактора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.