Коэффициент λк учитывает преобразование в тяговое усилие части веса трактора, которая приходится на ведущие колеса. Для гусеничных и полноприводных машин т λк=1, откуда
φкр=φ-f. (5.21)
Соотношение между коэффициентами, определяющими тягово-сцепные свойства трактора, зависит от конструкции и дорожных условий. Использование веса в качестве сцепного полнее у гусеничных и полноприводных машин. У тракторов колесной формулы 4к2 только 65-80 % веса приходится на ведущие колеса и преобразуется в тяговое усилие.
В эксплуатации сила сопротивления на крюке трактора изменяется от нуля до предельного значения Ркрmax=Рφкрмах, определяемого сцепными свойствами при неизменном весе Gэ=const. Следовательно, и коэффициент φкр изменяется от 0 до φкрмах. Номинальному тяговому усилию соответствует вполне конкретное значение φкрн.
Коэффициент использования веса трактора зависит от типа движителя, компоновки, колесной формулы и фона, на котором он работает. Ниже указаны значения φкрн, полученные при обработке множества тяговых характеристик тракторов различными организациями в разное время и в разных почвенно-климатических зонах на стерне [3]:
Тип и колесная формула трактора |
Колесный |
Гусеничный |
|
4К2 |
4К4 |
||
Коэффициент использования веса φкрн |
0,37-0,39 |
0,37-0,45 |
0,55-0,60 |
5.5. Характеристика энергетической установки трактора
Тягово-энергетические и топливно-экономические показатели трактора определяются характеристикой его энергетической установки.
Особенностью работы трактора является изменение в широких пределах нагрузки на двигатель. При переходе двигателя с одного нагрузочного (по моменту) режима на другой его мощность должна сохраняться постоянной или меняться незначительно. Это обеспечит двигателю полную (по мощности) загрузку при работе на любом скоростном и нагрузочном режиме, т. е. максимальное использование его возможностей, а трактору — высокую производительность и топливную экономичность.
Поскольку мощность равна произведению крутящего момента Мк на угловую скорость коленчатого вала ωд, то характеристика идеального тракторного двигателя может быть выражена зависимостью
Ne=Мкωд=const.
В идеальном случае двигатель должен обладать способностью автоматически изменять развиваемый крутящий момент в соответствии с колебанием момента сопротивления. При повышении нагрузки момент двигателя должен увеличиться при снижении угловой скорости коленчатого вала. При снижении нагрузки режим работы двигателя должен автоматически измениться в обратном порядке.
|
При работе с недогрузкой уменьшение мощности и момента может быть достигнуто за счет снижения подачи топлива. Тогда двигатель будет работать на частичном нагрузочном режиме и зависимости М'к = fωд и N'e= f(Мк) расположатся ниже, чем при работе на полном нагрузочном режиме.
Рисунок 5.7 – Скоростная характеристика двигателя постоянной мощности
Дизели тракторов оборудуют регуляторами скорости и корректорами топливоподачи, которые формируют регуляторную характеристику (рис. 5.8). С их помощью можно добиться зависимости Мк=f(ωд), обеспечивающей участок постоянной мощности Ne=const на корректорной ветви регуляторной характеристики. Такая регулировка имеет смысл если коэффициент приспособляемости двигателя Км=Мmax/Мн превышает общепринятый (1,15-1,20) коэффициент скоростного ряда трансмиссии на смежных передачах. Достигается это за счет увеличения запаса крутящего момента по сравнению с обычным. Предельные возможности двигателя по рабочему процессу позволяют повысить за счет применения газотурбинного наддува запас крутящего момента до Км=1,35-1,45. Двигатели с такой характеристикой называются двигателями постоянной мощности (ДПМ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.